Научный семинар "Некоторые подходы к определению правовой природы доменных имен"
15 апреля 2013 г. Научно-учебная лаборатория провела семинар на тему ""Некоторые подходы к определению правовой природы доменных имен".
С докладом выступил стажер-исследователь лаборатории Денис Колесников.
15 апреля 2013 г. Научно-учебная лаборатория провела семинар на тему ""Некоторые подходы к определению правовой природы доменных имен".
С докладом выступил стажер-исследователь лаборатории Денис Колесников.
Доменные имена сегодня стали важным бизнес-активом, обладающим высокой коммерческой ценностью. Большинство компаний сегодня наряду с ведением коммерческой деятельности офф-лайн, предлагают к продаже товары и услуги с помощью сети Интернет.
В 90е годы XX века получило распространение недобросовестное поведение в киберпространстве, получившее название киберсквоттинг, которое заключается в том, что регистрируется доменное имя идентичное товарного знаку (знаку обслуживания) известной компании с единственной целью продать его этой компании или её конкуренту.
В ответ на эти вызовы, в Соединённых штатах был разработан и принят Закон о защите потребителей от киберсквоттинга (ACPA), а также была разработана Единообразная политика по разрешению споров в сфере доменных имён (UDRP) в рамках Организации по распределению имён и номеров в сети Интернет (ICANN). Указанные нормативные акты исходят из приоритета прав на средства индивидуализации перед доменными именами, что не всегда верно. Регистрация доменных имён, идентичных или сходных до степени смешения с традиционными средствами индивидуализации не всегда носит недобросовестный характер. Существуют и иные интересы, которые должны получать охрану в сети Интернет, например, права граждан на личные имена и право на критику или пародирование определённой компании-носительницы средства индивидуализации.
Правовая природа доменных имён в настоящее время остаётся неясной. Некоторые исследователи предлагают считать доменные имена новым средством индивидуализации, наряду с традиционными объектами средств индивидуализации (товарными знаками, фирменными наименованиями, местами происхождения товаров и т.д.) и распространить на них соответствующую правовую защиту. Их оппоненты отмечают, что доменное имя не выполняет функцию индивидуализации товаров и услуг, поскольку доменные имена не всегда используются в связи с предложение товаров и услуг (т. наз. «некоммерческие» доменные имена), а, следовательно, домен нельзя признать объектом интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, определение правовой природы доменного имени представляется первоочередной задачей, поскольку без этого невозможно подобрать надлежащие правовые механизмы для регулирования отношений в области использования доменных имён.