• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускниками

На странице кафедры продолжаем публиковать интервью с выпускниками кафедры трудового права и права социального обеспечения.

Представляем Вам второе интервью с выпускником  специалитета 2014 года Орлова Константина Олеговича, который сейчас обучается в аспирантуре на кафедре трудового права и права социального обеспечения.

- Почему Вы выбрали для обучения именно       факультет права НИУ ВШЭ, а не                           аналогичные факультеты   других вузов?

 - Когда я поступал в вуз, я не знал, чем бы мне        конкретно хотелось заниматься. Как и многих        моих знакомых, меня привлекали                            специальности, так или иначе связанные с            международными аспектами – мировая                  экономика, международные отношения,                международное право. Звучит очень интересно,    но что именно стоит за этими красивыми                словами в 17 лет я еще до конца не понимал.        Поэтому можно сказать, что на факультет права    Вышки я попал случайно, о чем, однако, не жалею. Сначала я поступил в ВАВТ сразу на два факультета – надо было выбирать между мировой экономикой и международным правом. Решив, что специалистов в области международного права гораздо меньше, чем экономистов, я сделал выбор в пользу права. А затем мне позвонили из Вышки и сказали, что я поступил на факультет права. Честно говоря, сначала я даже сказал, что уже отнес документы в другой вуз и буду учиться там. Но через два дня я принял решение забрать документы из ВАВТ и отнести в Вышку – факультет права Вышки предлагал возможности для продолжения обучения за границей (после окончания специалитета я поступил в магистратуру Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна). Второстепенную (но всё же важную) роль сыграло и расположение факультета – в самом центре Москвы.

- Как Вы поступили в НИУ ВШЭ: по олимпиаде или сдав вступительные экзамены, ЕГЭ?

- Я не ходил ни на какие олимпиады, поскольку выбор специальности и вуза долго оставался для меня открытым вопросом. Во все вузы поступал по ЕГЭ, в ВАВТ также писал дополнительные внутренние экзамены.

- Сложно ли было поступить на факультет права НИУ ВШЭ?

- Проходной балл был достаточно высоким, но мне удалось пройти во второй «волне» (в 2009 году, когда я поступал, было три «волны»).

- Сколько дней в неделю Вы учились?  Когда начинаются занятия?

Первые 4 года я учился 5-6 дней в неделю, на 5 курсе занятий становится значительно меньше, а под конец года аудиторных занятий нет вовсе – студентам дается время вплотную заняться написанием выпускных работ.

Первая пара начиналась в 9 утра, но часто в университет нужно было приходить только ко второй или третьей паре. На последних курсах занятия иногда бывают по вечерам, так как большинство студентов начинают работать и стажироваться курсе на четвертом.

- Большая ли была у Вас учебная нагрузка?

- Даже аудиторных часов в Вышке достаточно много (если, например, сравнивать с нагрузкой в зарубежных вузах) – думаю, это особенность не только Вышки, но и всех «топовых» вузов Москвы. Помимо аудиторной нагрузки достаточно много времени уходило на подготовку к занятиям, особенно на подготовку эссе/рефератов – письменных заданий в Вышке очень много; как правило, каждый месяц нужно сдать письменное задание хотя бы по одному предмету. Насколько я слышал, это характерно не только для факультета права. Однако всё это учит справляться с поставленными задачами в короткие сроки и развивает навыки аналитического письма, за что я очень благодарен Вышке. Также моя учебная нагрузка дополнялась факультативами, в том числе по французскому языку и по различным отраслям французского права – эти занятия сейчас проводятся Международным Институтом Управления и Бизнеса НИУ ВШЭ, а начинались они как факультатив на факультете права.

- Какие учебные дисциплины были Вам наиболее интересны? Почему? Что запомнилось и хотелось бы отметить?

- Мне нравились практико-ориентированные дисциплины, которые при этом не слишком оторваны от, скажем, повседневной жизни – это семейное, трудовое, наследственное право, право прав человека. Также мне всегда нравились гражданский и арбитражный процесс и международное частное право (точнее, коллизионное право) – для меня это всегда останется чистой квинтэссенцией права, где уровень юридической техники решает всё. Специализацию было выбрать трудно, и я сделал свой выбор в пользу трудового права и права социального обеспечения, о чем, конечно, не пожалел. Уже в рамках специализации мы изучали много интересных трудо-правовых дисциплин, в том числе и международное трудовое право.

- Вы работали во время учебы? Получалось ли у Вас совмещать работу с обучением?

Лично я не работал, так как занимался подготовкой к поступлению во французскую магистратуру. Однако многие студенты на последних курсах удачно совмещали учебу с профессиональной деятельностью.

- Почему Вы выбрали трудовое право, право социального обеспечения для специализации?

- Это была одна из отраслей права, к которым я питал большой интерес. Решающим фактором стали лекции Буяновой М.О., которые всегда были насыщены примерами из богатой практики Марины Олеговны – она не только преподает на факультете права, но и специализируется на консультировании и представлении интересов как работников, так и работодателей при разрешении трудовых споров в судах.

- Расскажите о своей выпускной квалификационной работе и ее написании, защите, работе с научным руководителем.

- В рамках специализации я также изучал курс права социального обеспечения, по которому и решил писать свою дипломную работу. Тема моей ВКР и текущего исследования в рамках обучения в аспирантуре – «Правовое регулирование медицинской помощи и лечения в праве социального обеспечения России». Данная тематика мне кажется актуальной из-за того, что она мало освещена в юридической литературе, а также в силу актуальности самого вопроса (право на охрану здоровья как одно из основных прав) и в рамках того, что происходит со здравоохранением в России в данный момент. Научный руководитель моего исследования – Буянова Марина Олеговна, которая глубоко разбирается в вопросах не только трудового права, но и права социального обеспечения, и является одним из ведущих российских ученых в данной области.

- Где Вы сейчас работаете? Как это связано с Вашей специализацией?

- В данный момент я работаю в компании LaurenceSimons, мы специализируемся на подборе специалистов в области права и compliance для ведущих российских и международных компаний как на in-houseпозиции, так и в консалтинг. В будущем мне хотелось бы и дальше развиваться в сфере HR, а особенно, принимая во внимание мой бэкграунд в области трудового права, в diversity & inclusion (в России это направление, к сожалению, очень слабо развито даже в международных компаниях), HRlegal, HRpolicies.




Представляем Вам первое интервью с выпускницей 2015 года Михайличенко Ксенией Алекссевной, которая сейчас обучается в аспирантуре на кафедре трудового права и права социального обеспечения.

 - Почему Вы выбрали для обучения именно факультет  права НИУ ВШЭ, а не аналогичные факультеты   других      вузов?

  - В 2010 году, когда я поступала в университет, про Вышку  уже многие знали, я читала в интернете много    положительных отзывов. Но в Волгограде, откуда я приехала,  про Вышку практически никто не знал и многие меня    отговаривали меня поступать именно в этот университет. Во  время приёма документов я съездила и в МГУ, и в МГЮА, и в  Вышку. И именно в Вышке, когда я прочла на стене в главном  здание девиз: «Не для школы, а для жизни учимся», то сразу  поняла, что это моё место.

 

 - Как Вы поступили в НИУ ВШЭ: по олимпиаде или сдав    вступительные экзамены, ЕГЭ?

- Я поступила по олимпиаде по истории «Ломоносов», победителей этой олимпиады Вышка зачисляла без конкурса на факультет права.

 

- Сложно ли было поступить на факультет права НИУ ВШЭ?

- Сложно было именно выиграть олимпиаду. Я углубленно занималась историей с 8го класса, с 9го класса участвовала в разных олимпиадах. В 11 классе удалось выиграть олимпиаду «Ломоносов», но для этого была проделана очень большая работа плюс параллельно я готовилась к ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и английскому, на случай если не пройду по олимпиаде. Экзамены также были успешно сданы, но в итоге не пригодились.

 

- Поделитесь мнением об организации учебного процесса

- Учебный процесс в целом был выстроен очень хорошо. Естественно, что периодически были сбои именно технического характера: учебная часть поздно предупредила об отменен или переносе пары, не работала система LMSв последний день срока сдачи работ и тд. Но сейчас я понимаю, что это всё легко устраняемые вещи, которые никак не повлияли на качество образования и сейчас о них уже не вспоминаешь.

 

- Сколько дней в неделю Вы учились?  Когда начинаются занятия?

- Практически все 5 лет я училась 6 дней в неделю. На младших курсах занятия начинались в 9 или в 10.30, а на старших курсах практически всегда занятия были в послеобеденное или вечернее время, что позволяло совмещать учёбу с работой. 


- Большая ли была у Вас учебная нагрузка?

- Учебная нагрузка была довольно большая, особенно много приходилось делать во внеаудиторное время. Подготовка к занятиям в вышке – это огромная часть учебной нагрузки, самая сложная и время затратная.

 

- Какие учебные дисциплины были Вам наиболее интересны? Почему? Что запомнилось и хотелось бы отметить?

- Мне кажется, именно в моей группе были самые интересные преподаватели)) Больше всего запомнились лекции, выдающихся людей нашего факультета – Орловского Юрия Петровича, Морщаковой Тамары Георгиевны, Пашина Сергея Анатольевича, Краснова Михаила Александровича. Именно эти люди дали мне чёткое понимание, что такое юриспруденция и какими навыками должен обладать хороший юрист. Законы можно выучить самостоятельно или всегда посмотреть в Консультант Плюс, а вот понимание  того, кто такой юрист, что такое закон и как с ним работать – это и есть главная цель университетского юридического образования. В Вышке этому как раз учат.

 

- Удавалось ли Вам совмещать обучение и личную жизнь?

- Даже такое интенсивное обучение как в Вышке не являлось никогда препятствием для личной жизни. Наоборот, находясь в режиме повышенной концентрации внимания на учёбе, очень полезно было переключать внимание на спорт, какие-то хобби, посиделки с друзьями и время на это всегда находилось. Главное, грамотно распределять своё время.

 

- Вы работали во время учебы? Получалось ли у Вас совмещать работу с обучением?

- На младших курсах я не работала по специальности, а занималась репетиторством по истории и обществознанию. У меня было несколько учеников, которые успешно сдали ЕГЭ и некоторые даже поступили в Вышку. С 4 курса я начала работать по специальности помощником юриста в Центре социально-трудовых прав, где работаю по сей день. Совмещать было сложно: утром бежишь на работу, а вечером в университет. Но было удобно, что все пары на 4-5 курсе начинались с 16.40 или с 18. Я жила в общежитии в Дубках, поэтому приходилось очень рано вставать, но зато после поездок на переполненных утренних электричках мне уже ничего не страшно.

 

- Почему Вы выбрали трудовое право, право социального обеспечения для специализации?

- Трудовым правом я заинтересовалась ещё на втором курсе обучения, когда Юрий Петрович Орловский вёл у нас лекции, а Елена Сергеевна Герасимова – семинары. Оба преподавателя очень увлечённо преподносили нам предмет. Тогда ещё я обратили внимание на то, что трудовое право связано не только непосредственно с нормами закона, но и с экономикой, политикой, развитием социальных институтов, психологией взаимоотношений между людьми и тд. Именно многогранность трудового права привлекла меня. На третьем курсе я по программе «Учебный ассистент» помогала Герасимовой Е.С. в подготовке занятий, в процессе ещё больше окунулась в трудовое право и на 4 курсе без сомнений выбрала трудовое право как специализацию.

 

- Расскажите о своей выпускной квалификационной работе и ее написании, защите, работе с научным руководителем

- Моя ВКР была посвящена правовому статусу профсоюзов в России. Работу я писала под руководством Герасимовой Е.С. Выбор научного руководителя очень важный момент написания работы, потому что он должен быть 100% специалистом именно в области проводимого исследования. Мне очень повезло с научным руководителем. Елена Сергеевна задала мне нужное направление для работы, которое привело к отличной оценке на защите.

 

- Где Вы сейчас работаете? Как это связано с Вашей специализацией?

- Я работаю в Центре социально-трудовых прав – организации, которая занимается защитой и продвижением трудовых прав граждан. Моя работа напрямую связана с полученной специализацией. И благодаря многим преподавателям нашей кафедры, которые вели у меня курс трудового права и спецкурсы по специализации, я получила огромный багаж практических знаний, который сейчас применяю в своей работе.

 

- Вы используете в своей работе навыки, полученные в вузе, как?

- Вышка дала мне самый главный навык – это умение учиться. В работе юриста это один из самых важных навыков, потому что в постоянно меняющемся законодательстве юрист становится вечным студентом.

 

- Расскажите о исследовании, которое Вы ведете в аспирантуре.

- Я решила развить тему своей ВКР в диссертационном исследовании и поэтому тема моей диссертации звучит как «Правовой статус профсоюзов в России и некоторых зарубежных странах». Самая сложная часть работы как раз происходит сейчас и состоит в том, чтобы собрать хороший материал, который можно будет проанализировать. В этом мне помогают не только библиотеки, электронные ресурсы, которыми Вышка располагает в большом количестве, но и разные российские и международные конференции. Я поучаствовала в конференциях в Универитете Сегеда (Венгрия), Лондонском Университете (Великобритания), Амстердамском Университете (Нидерланды). Также сейчас наша кафедра постоянно устраивает семинары и лекции различных известных учёных-трудовиков со всех стран мира, что тоже даёт большое развитие для собственного диссертационного исследования.

 

- Планируете ли заниматься наукой или хотите сконцентрироваться на практической деятельности?

- Я надеюсь, что у меня получится совмещать эти две сферы, так как, на мой взгляд, для преподавания мало знать теорию. Хороший преподаватель обязательно должен применять закон на практике и делиться своим опытом со студентами.