Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 445
e-mail: proclaw@hse.ru
Тел. 8 (495) 7729590, доб. 22735
Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22723
Электронная почта: tsokolov@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 447
Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22735
Электронная почта: evermakova@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 445
Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 23032
Электронная почта: edemina@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 432
Аннотация. В данной статье автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает альтернативы уголовному преследованию по УПК Лихтенштейна 1988 года[1]. Интерес к данной теме не случаен – данный институт является одним из наиболее разработанных в правовой системе княжества. Проанализированы общие условия альтернатив уголовному преследованию, показано, до какого процессуального момента и по чьей инициативе они могут применяться. Исследованы основания для отказа от уголовного преследования в отношении как физических, так и юридических лиц, поскольку и те и другие, согласно законодательству Лихтенштейна, могут наделяться статусом обвиняемого. Показано, что указанные альтернативы, как правило, имеют условный характер и если обвиняемый не выполнил возложенные на него обязанности, то в отношении него уголовное судопроизводство подлежит возобновлению. Поскольку одной из задач реституционного правосудия является защита прав и законных интересов потерпевшего, лихтенштейнский законодатель подробно регламентирует его участие в различных примирительных процедурах с участием обвиняемого при посредничестве органа, ведущего производство по делу. Данная статья может быть интересна всем, кто интересуется зарубежным уголовным процессом, а также основаниями и механизмом освобождения лица от уголовной ответственности в законодательстве иностранных государств.
* Серебренникова Анна Валерьевна – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д. 1, строение 13 (4-й учебный корпус).
** Трефилов Александр Анатольевич – кандидат юридических наук, доцент факультета права ВШЭ (Департамент систем судопроизводства и уголовного права). Адрес: 109028, Москва, Трёхсвятительский переулок, д. 3.
[1] Полный перевод действующей редакции данного кодекса на русский язык приложен к монографии: Трефилов А.А. Уголовный процесс зарубежных стран. Том 3. М., 2020.
Статья посвящена поиску оптимальной процедуры выдачи судебных предписаний для защиты жертв домашнего насилия. Анализируя природу, особенности и цели данного института, авторы предполагают, что его имплементация в российское право возможна путем заимствования процедуры принятия обеспечительных мер в гражданском процессе. По итогам сравнения названных институтов авторы приходят к выводу о том, что подобный подход не противоречит природе такого превентивного механизма и способен обеспечить его эффективное функционирование.
В стате анализируются и сравниваются базовые основы (принципы) гражданского процессуального права России и Франции. Отмечается разновекторность эволюции французской и российской моделей процесса. Выявляются нормы, вызывающие трудности в судебной практике, а также пробелы в процессуальном праве. Предлагается обратить внимание на ряд норм, закрепленных в ГПК Франции, с целью обсуждения целесообразности их имплементации в российское право.
В статье рассматривается проблема ограниченности полномочий института бизнес-омбудсмена в России для результативной минимизации коррупционных рисков при необоснованном уголовном преследовании предпринимателей в условиях недостаточной независимости судебной системы. Исследование предполагает анализ ряда существующих коррупционных рисков, которые заключаются в некорректном применении ст. 159, ст. 171, ст. 198-199.2 УК РФ, ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ и др. Рассматриваются действующие функции Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, используя которые осуществляются попытки митигирования подобных рисков. С помощью формально-юридического и системного методов исследуется действующее законодательство, а также законопроекты на предмет расширения полномочий бизнес-омбудсмена для более эффективной минимизации возможности возникновения коррупционного давления на представителей российского бизнеса. На основании проведенного анализа авторами сформулированы рекомендации по внесению изменений в ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», УПК РФ и УИК РФ, которыми предлагается расширить возможности Уполномоченного по защите предпринимателей от коррупционных практик. В исследовании учтен политический контекст деятельности бизнес-омбудсмена и даны рекомендации по трансформации его статуса.
Доклад посвящен анализу возможностей применения технологий искусственного интеллекта в сфере профилактики правовых рисков и противодействия коррупции в государственном и коммерческом секторах посредством правового и антикоррупционного мониторинга исполнения должностных функций в коррупционно опасных сферах. Это касается государственных и корпоративных закупок, контрольно-надзорной, правоохранительной и судебной и ряда иных видов деятельности, анализа расходов и официальных доходов подотчетных лиц, подбора и управления кадрами, проверки благонадежности контрагентов и эффективной реализации многих функций комплаенс-контроля.
В статье анализируется российская новелла института лишения судьи его статуса, появившаяся в законодательстве в связи с вступлением в силу Закона РФ от 14 марта 2020 года No1-ФКЗ о поправке к Конституции РФ, в сравнении с давно известным странам англо-американской правовой системы и реализуемым, в частности, в США институтом отрешения высших должностных лиц от должности — импичментом. С целью выявления общих черт, приоритетов деятельности процедур, а также для обозначения их различий автор проводит компаративный правовой анализ всех этапов, а также деятельности субъектов, участвующих в процедурах по лишению судьи полномочий в США и России, начиная это сравнение с рассмотрения момента возбуждения производства по делу и завершая его рассмотрением порядка принятия решения о прекращении судейских полномочий. По мнению автора, процедура импичмента судьи в США на всех её этапах — это квазисудебная процедура привлечения судей к ответственности, которая заслуживает внимания как в большей степени гарантирующая независимость судей и защиту их от необоснованного преследования и произвольного лишения статуса. Этому способствует: во-первых, обязательное участие в процедуре импичмента судьи США органа судейского сообщества — Судейской конференции; во-вторых, в США участие в процедуре импичмента судьи обеих палат парламента (Конгресса) гарантирует в целом независимость процедуры, а участие Палаты представителей, непосредственно избираемой народом и действующей как на этапе возбуждения процедуры, так и на этапе рассмотрения дела по существу в Сенате, усиливает её независимость, в том числе от органов исполнительной власти; в-третьих, в целях обеспечения принципа независимости судей и судебной власти в целом в американской модели импичмента базовыми элементами данной процедуры являются принципы гласности, открытости и состязательности; в-четвёртых, решение о дальнейшем движении дела об импичменте судьи принимается на всех этапах процедуры коллегиально.
Предлагаемый комментарий подготовлен в основном преподавателями факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (с привлечением преподавателей иных высших учебных заведений). В издании представлен опирающийся на теоретические положения и судебную практику анализ наиболее ключевых моментов в содержании уголовного закона; при этом особый упор сделан на освещение дискуссионных и сложных вопросов применения Уголовного кодекса РФ. Комментарий отражает состояние уголовного законодательства и смежных отраслей права по состоянию на 1 сентября 2021 г.
Для работников суда, прокуратуры, следствия, дознания, адвокатов, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
Реализуя свою позитивную обязанность по обеспечению эффективной защиты прав и свобод граждан, правовое государство стремится к созданию благоприятных условий для независимой деятельности судей. Именно этим в большинстве своем обуславливается их особый правовой статус в демократических обществах и различные гарантии такой независимости. Одной из таких гарантий является материальное и социальное обеспечение судей, соответствующие их высокому статусу. Помимо размеров и объемов такого обеспечения, которым, как правило, уделяется основное внимание международных и национальных институтов, немаловажную роль для достижения ожидаемого эффекта играет порядок их формирования предоставления. Поскольку именно шаткость положений их регулирующих, способна не только обнулить рассматриваемую гарантию независимости, даже с учетом предусмотренного высокого объема материального обеспечения, но и превратить ее в инструмент давления на судей.
В настоящей статье рассматривается качество регулирования оснований и условий предоставления установленного материального обеспечения судей. По итогам анализа выявляются противоречивости в используемых законодателем терминов, недостатки в порядке формирования окончательного ежемесячного денежного содержания судей – структурного и субъектного состава, в формальности и широких пределов усмотрения оценок соответствия судьи отдельным выплатам, а также в сложившейся по причине этого негативной разницы между зарплатами судей разных уровней.
При этом работа содержит также весьма полезные выводы и рекомендации в конце каждого из разделов, способствующие разрешению выявленных в работе недостатков и проблем.
Выводы автора в большинстве своем основываются как на международных рекомендациях, так и на сравнительном анализе зарубежного положительного опыта, что, несомненно, дополнительно усиливает представленную в статье аргументацию.
Несмотря на пугающий мировой масштаб домашнего насилия, установлено, что далеко не все преступления такого рода отражаются в статистическом учете. Одной из причин такого положения дел является сложность процесса доказывания на всех этапах рассмотрения уголовного дела, из-за чего пострадавший часто не получает надлежащей защиты, а обидчик – справедливого наказания. Учитывая, что обязанность защищать жертв насилия в семье признается в качестве международного обязательства государств, что предполагает необходимость учета международных стандартов в национальных правовых системах, автор выдвинул гипотезу, что вопросы доказывания в рамках таких стандартов также не остаются без внимания. В данной связи в данной статье была предпринята попытка изучить специальные международные соглашения в сфере защиты прав женщин от насилия, в том числе насилия в семье, а также общие международные механизмы защиты прав и свобод человека на предмет выявления требований к процедуре доказывания в делах о насилии в семье. В частности, были проанализированы положения Стамбульской конвенции и Конвенции Белен-ду-Пара, а также прецедентная практика международных судов, обеспечивающих исполнение международных правозащитных механизмов, а именно, Европейского и Межамериканского Судов по правам человека. По итогам проведенного исследования автор заключает, что вопросам доказывания на международном уровне уделяется сравнительно немного внимания, а требования к процедуре доказывания не отличаются системностью и различны в зависимости от органа, которым они формулируются. Между тем, общей рекомендацией является упрощенный подход к доказыванию, справедливое распределение бремени доказывания, которое не предполагает возложения избыточных обязательств на пострадавшую сторону, а также активность правоохранительных органов в надлежащем сборе доказательств. Отдельным аспектом является гендерно чувствительный подход к оценке доказательств, в том числе, в делах, когда на скамье подсудимых оказывается не агрессор, а его жертва.
Статья посвящена исследованию отдельных форм реализации конституционного принципа открытости и гласности правосудия, влияющих на независимость судей. Рассмотрены некоторые общие проблемы смешения понятий, определяющих публичность правосудия, предпринята попытка их содержательного разграничения. Проанализированы применяемые сегодня в России формы общественного контроля за органами публичной власти и сделан вывод о чрезмерно формализованном порядке формирования субъектов такого контроля. По итогам рассмотрения американской практики гласности суда и правосудия, основанной на активных действиях и программ судов, предлагается заимствовать ее лучшие проявления. На основе этого обращается внимание на порядок взаимодействия с обществом российских судей и высказывается мнение о необходимости их сближения. В работе содержится негативная оценка установленного порядка опубликования финансовых сведений судей, в котором в очередной раз существенная роль предоставлена судейскому руководству. Отдельное внимание уделено проблемам организации онлайн-судопроизводств, инициированной в связи с пандемией, и при этом необходимости учета законодателем интересов публичности правосудия.
В статье рассматриваются различные подходы к возрождению смертной казни в России.
Глава посвящена понятию, признакам, функциям, системе и классификации принципов уголовного права.
Автор, рассматривая проблемы квалификации преступления, предусмотренно- го ст. 1853 УК РФ, обосновывает вывод о том, что утвержденные Банком России методические реко- мендации делают невозможным привлечение лица к уголовной ответственности за манипулирование рынком при совершении сделок с неликвидными ценными бумагами и что излишний доход как крими- нообразующее последствие, указанное в ст. 1853 УК РФ, выступает производным последствием от дру- гого обязательного криминообразующего послед- ствия – существенного отклонения в параметрах торгов на ценные бумаги; данные последствия не могут возникать одномоментно.
В 2022 году российская экономика столкнулась с новыми санкциями, количество и объем которых существенно превысил введенные ранее. Помимо санкций, введенных государствами, множество крупных иностранных компаний объявили о планах прекратить работу в России. Как с правовой точки зрения устроены новые ограничения и какие правовые меры предпринимаются, чтобы ограничить полученный экономикой ущерб?
В марте 2022 года произошло важное событие, влияющее на международную систему защиты прав и свобод человека, а также возможность вести полноценный диалог государств в рамках европейского сообщества. 15 марта Россия подала заявление о выходе из Совета Европы, а 16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении членства России в организации. О последствиях и значении такого «выхода-исключения» читайте комментарии экспертов.
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с функционированием Специальных судебных палат и офиса Специального прокурора по Косово: предпосылки их создания, тернистый путь формирования, правовые основы деятельности, а также процессуальные и практические особенности деятельности. Так, кратко рассматривается опыт Международного трибунала по бывшей Югославии в части преступлений, совершённых на территории сербской на тот период провинции Косово. В частности, приводятся данные о количестве попавших в орбиту расследований и в результате привлечённых к ответственности сербов и албанцев, а также рассматриваются трудности проведения расследований против действующих политических лидеров, пользующихся поддержкой в Косово. Кроме того, предлагается общий обзор находящихся в производстве дел, включая возбуждённые против бывших президента и спикера парламента «Республики Косово», а также анализируются отдельные значимые аспекты политического характера, в данном случае абсолютно неотделимые от международного уголовного правосудия. В статье подчёркивается, что Специальные судебные палаты по Косово являются гибридным (интернационализированным) судом, радикальным образом отличающимся от ранее существовавших аналогов. В частности, в его деятельности принимают участие исключительно международные судьи; сам он находится не на территории этого постконфликтного «государственного образования», а в Гааге; национальные власти не несут никакого бремени в плане финансирования его деятельности. Отдельному рассмотрению подвергается персональный состав Суда, кратко анализируются биографии его судей. Предлагается обзор процессуальных особенностей проведения расследований, содержания под стражей, взаимодействия с косовскими правоохранительными органами. Кроме того, подчёркивается парадоксальная ситуация, при которой представители международного сообщества, работающие под эгидой ЕС, вынуждены применять Уголовный кодекс и Конституцию частично признанного государства в той мере, в какой они не противоречат общему международному праву. Одной из новелл явилось введение должности Омбудсмана, призванного защищать права работников Суда и иных вовлечённых в cферу его деятельности лиц. В заключение авторы отмечают, что делать выводы о целесообразности создания и эффективности деятельности этого органа пока рано.
Настоящее издание является экспериментальным. Во-первых, в нем впервые в учебной литературе раскрыты религиозные, философские, идеологические и культурные основы уголовного права, показаны его межотраслевые связи, соотношение с уголовной политикой и криминологией, уголовным правом зарубежных стран, дана характеристика интеграционного уголовного права. При этом представлены и традиционные составляющие учебного курса: понятие, предмет и метод уголовного права, его цели, задачи и функции, принципы, генезис и эволюция уголовного законодательства и уголовно-правовой науки. Во-вторых, курс отличается изложением материала, в первую очередь ориентированного на существующие проблемы в теории уголовного права, что должно вызвать исследовательский интерес и способствовать более глубокому усвоению предмета. Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2021 г. Работа рассчитана на магистрантов и аспирантов юридических вузов и факультетов университетов, а также может быть полезна всем, кто интересуется уголовным правом.
Аннотация: автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает уголовное судопроизводство в княжестве Лихтенштейн. Проанализированы как его история, так и современное состояние. Рассмотрены источники, принципы, участники уголовного процесса, меры принуждения, правила производства следственных действий. Исследовано движение дела по стадиям от полицейского дознания до исполнения приговора. Монография может быть интересна студентам, аспирантам, преподавателям юридических факультетов ВУЗов, а также всем, кто интересуется сравнительным правоведением и уголовным процессом зарубежных стран.
Упрощённые производства - неотъемлемый элемент современного процессуального законодательства как в России, так и за рубежом. Ключевым вопросом развития упрощённых производств является сфера их применения, которая складывается из двух элементов: установления собственно категории требований, рассматриваемых в упрощённом порядке, и цены иска (ценового порога) для этой категории дел. Недостаточно обоснованное повышение ценового порога, а также расширение сферы применения упрощённого производства за счёт включения в его сферу все новых категорий требований - без учёта качественного анализа существующих общественных отношений и хозяйственного оборота, - не только не позволит достичь заявленных целей введения упрощённых процедур, но и способно спровоцировать усиление и без того имеющегося у населения кризиса доверия к судебной системе.
В монографии представлено видение автора на объект, понятие и систему финансовых преступлений. Рассмотрена специфика состава, неоконченного преступления, соучастия в преступлении и обстоятельств, исключающих преступность деяния, в контексте финансового преступления. На конкретных примерах из судебной практики разобраны наиболее сложные и практически актуальные вопросы квалификации финансовых преступлений.