• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040
e-mail: publiclaw@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Виноградов Вадим Александрович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005

Заместитель руководителя Александрова Елена Валерьевна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
E-mail: e.aleksandrova@hse.ru

Заместитель руководителя Дзгоева Фатима Олеговна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 328
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23033
E-mail: fsuleymanova@hse.ru

Менеджер Тактарова Альфия Рифатовна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: ataktarova@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Толкачев Иван Владимирович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23759
E-mail: itolkachev@hse.ru

Статья
Reevaluating constitutional liability: Russian and international perspectives

Vinogradov V.

Revista de Investigacoes Constitucionais. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 37-72.

Статья
Правовое регулирование технологий «умного города» в контексте решения вопросов местного значения на городских территориях

Ларичев А. А., Кожевников О. А., Корсун К. И.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 3. С. 56-77.

Статья
Электронные технологии голосования на выборах: опыт применения в России и за рубежом

Гаджиева А. О.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 3. С. 649-669.

Статья
Правовые особенности использования технологий искусственного интеллекта в формировании данных реальной клинической практики

Маличенко В. С., Гаджиева А. О., Платонова Н. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 4. С. 657-670.

Статья
Клиническая апробация сегодня: анализ текущих проблем и пути их решения

Гаджиева А. О., Омельяновский В. В., Лукьянцева Д. В. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 60-69.

Книга
Актуальная практика применения законодательства в сфере закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ): сборник

Белик И. А., Беляев С. Г., Березгов А. С. и др.

М.: Издательство Проспект, 2023.

Статья
Свойства конституционного принципа добросовестности субъектов правоотношений

Мосин С. А.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27-45.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Трансформация органов конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации

16 июня 2022 года в режиме состоялся круглый стол «Трансформация органов конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации», организованный департаментом публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», в рамках которого ученые и практики обсудили вопросы упразднения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и появления в правовом пространстве Российской Федерации новых конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации.

Круглый стол

Круглый стол
Беньяминова С.А.

Во вступительном слове декан факультета права НИУ «Высшая школа экономики», профессор В.А. Виноградов отметил, что значимый конституционный процесс, который происходит в системе региональных органов государственной власти после заключения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года и изменений в федеральном законодательстве, должен получить теоретическое осмысление как с точки зрения построения региональной властной системы, так и всей системы органов публичной власти в Российской Федерации. В связи с чем, обсуждение вопросов трансформации органов конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации на круглом столе с  участием конституционалистов различных научных школ и руководителей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, Конституционного совета Республики Саха (Якутия) позволит выявить имеющиеся тенденции развития федерального и регионального законодательства о конституционном контроле.

Профессор департамента публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», доктор юридических наук Кряжков В.А. обозначил основные политико-правовые причины упразднения конституционных (уставных) судов, проанализировал возможные варианты действий высших государственных органов региональной власти в условиях нового правового регулирования, включая отказ от создания конституционных (уставных) советов и создание иных государственных органов конституционного контроля  в рамках имеющихся дискреционных полномочий.

Продолжая обсуждение модели Конституционного совета, Председатель Конституционного совета Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, Гоголев П.В. отметил, что с упразднением Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) практически одновременно был начат процесс создания Конституционного совета, тем самым Республика Саха (Якутия) подтвердила свою приверженность конституционным ценностям. На сегодняшний день проведено 13 заседаний совета, принято 4 итоговых решения. Развивая тему, начатую Гоголевым П.В., Миронов Д.Н. отметил, что создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) представляет собой институционализацию внутреннего регионального конституционного контроля и позволяет умножить адаптационные возможности органов государственной власти региона. Дмитрий Николаевич предположил также, что создание методического совета с привлечением депутатов Государственной Думы и сенаторов позволило бы обобщить и распространить положительный опыт республики по созданию конституционных (уставных) советов.

На необходимость осмысления 30-летнего опыта деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина обратил внимание в своем выступлении Председатель Уставного  Суда Свердловской области Пантелеев В.Ю. Вадим Юрьевич отметил, что решения этих судов отличались высоким процентом исполняемости по сравнению с решениями иных судов судебной системы Российской Федерации.

Малютин  Н.С., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник центра судебного права ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, свое выступление посвятил роли региональных конституционных советов в системе единой публичной власти в Российской Федерации, отметив, что новое правовое регулирование – это своеобразная  «точка роста» для создания и использования модели новых органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации.

Герасимова Е.В., заведующая кафедрой международного и европейского права Балтийского федерального университета им. И. Канта, кандидат юридических наук, рассказала об опыте по систематизации решений Уставного суда Калининградской области, что позволит сохранить наследие конституционных (уставных) судов.

Казьмина Е.А., и.о. зав. кафедрой теории и истории государства и права Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, высказала мнение о том, что конституционные (уставные) советы позволили бы повысить качество регионального законодательства, их создание желательно, однако реальная возможность их появления связана с необходимостью повышения уровня конституционализации политико-правовых отношений.

Завершая работу круглого стола его модератор, Беньяминова С.А.,  Председатель Конституционного Суда Республики Карелия в отставке, доцент департамента публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, выразила надежду, что состоявшаяся дискуссия была полезна всем присутствующим, поскольку позволила предварительно выявить потенциал новых органов регионального конституционного контроля и причины отсутствия инициативы в создании таких органов в регионах.