Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. 8 (495) 7729590,
доб. 23040
e-mail: publiclaw@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005
E-mail: vavinogradov@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. 8 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: lvsoldatova@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. 8 (495) 7729590, доб. 23040
ataktarova@hse.ru
В статье проводится исторический, цивилизационный, межотраслевой анализ традиционных семейных ценностей, определяется необходимость их правового закрепления и толкования, место в законодательстве и правоприменительной практике. На основе исследования различного восприятия науками об обществе традиционных семейных ценностей установлено, как такие ценности воздействуют на закрепление общеобязательных правил поведения и как они определяют деятельность правоприменительных органов. Отмечается, что нормы права способствуют появлению новых семейных ценностей. Доказана необходимость определения традиционных семейных ценностей для единообразного применения норм права при разрешении споров о признании брака недействительным, определения места жительства детей и др. и возможности признания и исполнения решений иностранных судов и иных органов власти в отношении российских граждан по поводу действий и событий, происходящих на территории Российской Федерации. Делается вывод, что в содержание норм Конституции РФ заложены ценности не только сегодняшнего дня, но и будущего, интерпретация которых может производится, исходя из социальных, нравственных и духовных потребностей общества.
Статья посвящена вопросам создания и эволюции формы правления Финляндии, в 2019 г. отметившей 100-летие своей первой Конституции. C исторической точки зрения в качестве отправных пунктов становления формы правления независимой Финляндии рассматриваются окончание гражданской войны 1918 г. и принятие Конституции 1919 г. Анализируются вопросы формирования партийной системы, а также правовые инструменты преодоления политического раскола общества после гражданской войны. В форме правления Финляндии, характеризуемой как полупрезидентская (смешанная), представляют интерес ряд важных особенностей, институтов, которые спустя несколько десятилетий, в период создания полупрезидентских республик в других государствах, привлекли внимание государствоведов иных стран. В этом контексте рассматриваются реформы, связанные с принятием в 1999 г. новой Конституции Финляндии. Подробно разбираются отличия формы правления Финляндии от сходных форм правления, в частности во Франции. В отличие от этой страны в Финляндии сложилась неполяризованная, т. е. фрагментированная коалиционная партийная система. Симпатии избирателей более или менее равномерно распределялись между несколькими политическими партиями, и ни одной из партий никогда не удавалось получить абсолютное большинство мест в парламенте. В связи с этим президент Финляндии никогда не выступал в роли лидера парламентского большинства. Опыт данной страны интересен и полезен при изучении различных вариантов конституционных реформ.
В объявленном Минобрнаукой России конкурсе на получение грантов на создание и развитие в рамках национального проекта «Наука» научных центров мирового уровня важное место занимает научно-техническое направление «Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики)», предполагающее в том числе анализ тенденций принятия законов, направленных на предоставление гражданам (резидентам) ряда государств права на добычу ресурсов в космосе, в результате чего фактически преодолевается международно-правовой запрет на присвоение космического пространства. Предмет исследования — правовое регулирование экономической деятельности, обусловленное развитием экономики космоса, в частности будущей добычи и использования его ресурсов. Цели работы — анализ процессов экономико-правовой экспансии в сфере добычи минералов в космосе с опорой на законодательные инициативы ряда стран, выработка предложений в части обеспечения национальных интересов в области перспективных направлений экономики космоса. Делается вывод о том, что при принятии мер, направленных на развитие экономики космоса, следует учитывать особенности осуществления коммерческой космической деятельности, при которых деятельность частного субъекта не может быть отделена от соответствующего государства. В отличие от иных видов коммерческой космической деятельности, например с использованием спутников, добыча ресурсов невозможна без расположения субъекта на поверхности небесного тела. Территория определяет физические границы суверенной власти (пространственные пределы реализации суверенитета), что обусловливает потребность в международно-правовом решении. Раскрываются особенности налогового стимулирования деятельности в космосе с тем, чтобы положительный долгосрочный эффект от предоставления льгот не был потерян для государства в результате искусственного перемещения доходов в «космические офшоры».
Введение: нормативное лидерство в условиях все более очевидной взаимосвязи между инновационным развитием и качеством законодательной базы – такая задача стоит сегодня перед российской юридической наукой. Наиболее точно ситуацию характеризует цитата из Послания Президента (20 февраля 2019 г.) Федеральному Собранию Российской Федерации: «Все наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность». Иными словами, государство уже не может позволить себе роскошь иметь законодательство, не соответствующее динамике происходящих процессов. Цель: анализ и оценка российского законодательного решения в контексте отечественной правовой традиции и опыта нормотворчества других государств. Авторы анализируют принятый 2 августа 2019 г. Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который обеспечил нормативное оформление отношений, наиболее известных в мире как «краудфандинг» (от англ. “crowd” – толпа, “funding” – финансирование). Этот термин применялся в первоначальной версии законопроекта, однако впоследствии от него было решено отказаться. Методы: формально-логический, сравнение, анализ, синтез, сопоставление, обобщение. Результаты: краудфандинг – новое явление для всех без исключения государств, что не могло не отразиться на состоянии доктринальной проработки проблематики. Как это обычно и свойственно новым научным направлениям, первые работы были посвящены описанию феномена, выявлению его черт, дифференциации со смежными понятиями. Впоследствии юристы обратились к исследованию наиболее распространенных моделей краудфандинга. Какое-то время научные дискуссии были сосредоточены на вопросах законодательства США, сомнениях в законности некоторых бизнес-моделей краудфандинговых платформ и сфере применения американского закона о ценных бумагах 1933 года. С развитием законодательства в других странах стали преобладать сравнительно-правовые исследования и более сущностные дискуссии о соответствии нормативного регулирования новым цифровым явлениям и процессам. Выводы: анализ правового оформления отношений в сфере краудфандинга позволяет выявлять логику развития отношений в новой технологической реальности, движение права от строгих форм к более условным «техно»-конструкциям, как это произошло с краудфандингом, когда форма реализации («с использованием инвестиционных платформ») стала движителем правового обособления отношений по инвестированию. Настоящая статья продолжает серию публикаций авторов, исследующих влияние технологических прорывов на современное право.
В статье исследованы налоговые аспекты индустриализации в условиях становления экономик нового типа. Автор отмечает, что кардинальные изменения в гражданском законодательстве, обусловленные цифровизацией, не поддержаны Налоговым кодексом Российской Федерации. Такая ситуация, как отмечается в статье, не может считаться удовлетворительной. По мнению автора, в последнее время обострилась потребность в соответствии налогово-правового регулирования темпам развития новых технологий. С учетом указанного фактора им предлагается определить направления как опережающего развития норм, так и те области, где обоснован в значительной мере консервативный сценарий. В частности, в статье сделан вывод о необходимости введения специального налогового режима для развития коммерческой космической деятельности. Классификация изменений законодательства строится с учетом их направленности: 1) стимулирующего (сдерживающего) характера; 2) адаптационного (управляющего) характера; 3) переходного (инновационного) характера. Автором отмечается важность принятия актов подзаконного, разъяснительного характера, как части настройки национального права на новую технологическую реальность. Обосновывается необходимость системного подхода к изменению налогового законодательства (принятие комплекса налогово-правовых норм, адекватных современному состоянию законодательства в сфере цифровой экономики и, главное, потребностям развития российской индустрии).
В статье проводится анализ правового регулирования и организации деятельности органов законодательной власти в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Дается обзор мер предпринятых зарубежными органами законодательной власти, палатами российского парламента, а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. Показано, что произошли изменения в приоритетах рассмотрения законопроектов, наблюдается организационная трансформация работы парламентов и отдельных их органов, многие перешли на работу в дистанционном режиме.
В статье рассматриваются направления возможных изменений в законодательном регулировании стратегического планирования на местном уровне с учетом проводимой в Российской Федерации конституционной реформы и разработки новых основ государственной политики в сфере развития муниципальных институтов. По мнению автора, эволюция конституционных принципов организации местного самоуправления и формирование механизма единой публичной власти диктуют необходимость усиления контрольных и координационных полномочий органов государственной власти, в том числе в сфере муниципального стратегического планирования. Вместе с тем требуется сохранение некоторых пределов автономии в соответствующей сфере (в том числе для обеспечения интересов территориального публичного коллектива местных жителей), сочетание принципов добровольности и обязательности при разработке стратегических документов на разных территориальных уровнях местного самоуправления.
Статья посвящена конституционно-правовым проблемам права народов Российской Федерации (на примере Республики Карелия) на самоопределение. Дана общая характеристика этого права. В частности, раскрываются конституционные и международно-правовые основы права народов на самоопределение, особенности его реализации в России, в том числе с учетом статуса этнических сообществ, показано, что признание указанного права предполагает гарантирование его субъектам определенных коллективных и индивидуальных прав. Анализируется законодательство и практика осуществления названного права в Карелии. В этом контексте систематизируются нормы Конституции РК, подтверждающие национальный характер карельской государственности, обосновывается необходимость их конкретизации и развития применительно к вопросам, связанным с возникновением названной государственности, правовой идентификацией этносов, созданием национальных муниципальных образований (с пояснением, что они имеют смысл, если наделяются специальными полномочиями), участием этнических сообществ в принятии решений, затрагивающих их права и интересы (с позиций совершенствования имеющихся форм и процедур в данной сфере), защитой культурных прав - прав на родной язык и культурные ценности. Карельский опыт по обеспечению права этнических сообществ на самоопределения в различных его проявлениях соотносится с тем, как решаются подобные вопросы в других субъектах Российской Федерации.
Создание эффективно функционирующей системы непрерывного образования является одним из приоритетов систем образования в разных странах. Нередко выстраивание такой системы осуществляется в рамках действующих традиционных форматов получения образования. В России таким форматом является дополнительное профессиональное образование. Несмотря на предложение рынка, выбор слушателей остается ограниченным действующими в университетах программами, а освоение интересующих слушателей дисциплин и курсов, которые не оформлены в виде программ дополнительного профессионального образования, и вовсе невозможен.
Представленная модель предлагает возможность слушателям осваивать отдельные дисциплины и модули, проходить по ним аттестацию и получать сертификаты с соответствующим количеством зачетных единиц. Впоследствии слушатель может использовать данный сертификат для перезачета дисциплины в своем университете или построить собственную образовательную программу высшего образования. Для этого слушатель ориентируется на так называемую образовательную программу — конструктор и «набирает» необходимое число зачетных единиц по курсам в рамках одного из направлений подготовки. Получение высшего образования, например, квалификации магистра, в данном случае возможно при зачислении в университет, предлагающий образовательную программу — конструктор, подготовке выпускной квалификационной работы и прохождении государственной итоговой аттестации. В системе самостоятельной «сборки» образовательной траектории автором программы является сам обучающийся, а не университет. Это способствует большей кастомизации российского высшего образования — индивидуализации образовательного продукта по запросу конкретного потребителя.
Исследование посвящено системе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКО). Полученные выводы авторы обсуждают в рамках интервью с 10 респондентами-экспертами, имеющими опыт работы с системой независимой оценки качества образования на разных уровнях. Авторы приходят к выводу, что на текущий день система независимой оценки качества условий существления образовательной деятельности не используется в качестве реального управленческого или мониторингового инструмента в регионах, результаты такой оценки представляют собой формальные отчеты,повторяющиеся из года в год и, как правило, не учитывающие особенностей локальных и региональных образовательных систем. Эксперты, с которыми проводилось интервью, не видят смысла в текущей реализации процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. У них присутствует внутреннее убеждение, что система не решает важных общественных задач, но может формально подтверждать наличие демократических институтов. Вместе с тем некоторые из экспертов отметили, что «бесполезность» процедур имеет побочный эффект для работы системы образования: организация процедур требует времени и финансовых ресурсов. Регулирование системы НОКО на текущий момент сконцентрировано на федеральном уровне. Представляется, что федеральные критерии для независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности должны носить рамочный характер, а конкретные показатели, по которым проводится оценка, устанавливаться на региональном уровне. Такой подход позволит учитывать специфику работы региональной системы образования и существующих в регионе условий и вместе с этим обеспечит использование результатов оценки при принятии управленческих решений.
Автор обращается к трем мифам, на которых, как на трех китах, зиждется сложившийся в постсоветской России режим охраны интеллектуальной собственности, направленный на обслуживание интересов глобальных монополий в ущерб интересам развития российской экономики и общества, в том числе инновационных стартапов. Это мифы о легальной монополии, о великом стимуле и о добром иностранном инвесторе. Как показывает автор на материале многочисленных исследований и эмпирических данных, тезис о легальной монополии — не более чем риторический прием, позволяющий уйти от содержательной дискуссии о вредности антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности; интеллектуальные права не создают сами по себе стимулов для инновационной деятельности и в условиях отсутствия антимонопольных ограничений скорее ее сдерживают, а чрезмерно жесткий режим охраны интеллектуальной собственности отнюдь не способствует привлечению иностранных инвестиций, являясь благодатной почвой для получения дополнительных рентных доходов транснациональных компаний с населения развивающихся стран, тем самым снижая у них интерес к вложению в экономику таких стран.
В статье ставится вопрос о совершенствовании правовых условий деятельности субъектов Российской Федерации в экономической сфере. Одним из факторов благоприятного инвестиционного климата является правовая определенность рыночных институтов. В России закреплен институт национализации как инструмент решения экономических задач органов публичной власти и как гарантия защиты прав частной собственности. Но его правовое содержание и механизм реализации законодательно не определены. Национализация является необходимым средством решения важных задач по экономическому развитию субъектов Федерации. Она обеспечивает изъятие имущества от неэффективных собственников в государственную для создания перспективных инвестиционных проектов, новых возможностей для регионального рыночного хозяйства. Показывается на ряде примеров потребность использования национализации (изъятие имущества частных лиц в государственную собственность) крупных производственных комплексов. Отдельно выделяется пример региональной национализации в новых субъектах Российской Федерации (Республики Крым, г. Севастополь). Признавая политико-экономическую необходимость использования этого института в данной переходный период, признается неоднозначная оценка конституционно- правовой определенности полномочий субъектов по данному вопросу. Предлагается федеральному законодателя разрешить эту проблему посредством принятия федерального закона о национализации, в котором определить понятие, содержание и основные параметры механизма национализации. При этом решить вопрос о наделении субъектов Федерации полномочиями по регулированию отдельных вопросов процедуры национализации, определения национализируемых объектов, необходимых для решения задач региональной экономической политики.