• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040

Руководство
Руководитель департамента Виноградов Вадим Александрович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005

Заместитель руководителя Александрова Елена Валерьевна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
E-mail: e.aleksandrova@hse.ru

Заместитель руководителя Дзгоева Фатима Олеговна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 328
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23033
E-mail: fsuleymanova@hse.ru

Менеджер Тактарова Альфия Рифатовна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: ataktarova@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Толкачев Иван Владимирович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23759
E-mail: itolkachev@hse.ru

Глава в книге
Конституционная ответственность, ее основания в научном наследии Е.И. Козловой, а также современный национальный и зарубежный опыт

Виноградов В. А.

В кн.: Актуальные проблемы конституционного права: к 100-летию Е.И. Козловой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2025. Гл. 3.7. С. 278-293.

Статья
Зарубежный опыт правового регулирования технологии «дипфейк»

Виноградов В. А., Кузнецова Д. В.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 2. С. 215-240.

Глава в книге
Конституционно-правовая ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Виноградов В. А., Александрова Е. В., Степанюк Д. Ю.

В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 14. С. 409-429.

Книга
Муниципальное право

Александрова Е. В., Бабаева Ю. Г., Бабичев И. В. и др.

М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024.

Статья
Reevaluating constitutional liability: Russian and international perspectives

Vinogradov V.

Revista de Investigacoes Constitucionais. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 37-72.

Глава в книге
Муниципальные правовые акты как часть правовой основы местного самоуправления

Гаджиева А. О., Кошель А. С.

В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 6. С. 125-156.

Глава в книге
Тенденции развития нормативного правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации

Гаджиева А. О., Ситникова А. В.

В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 17. С. 484-505.

Статья
Активное избирательное право в цифровую эпоху: правовой аспект

Гаджиева А. О., Костырко А. А., Кошель А. С.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2023. Т. 14. № 4. С. 888-904.

Статья
Электронные технологии голосования на выборах: опыт применения в России и за рубежом

Гаджиева А. О.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 3. С. 649-669.

Статья
Правовые особенности использования технологий искусственного интеллекта в формировании данных реальной клинической практики

Маличенко В. С., Гаджиева А. О., Платонова Н. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 4. С. 657-670.

Статья
Клиническая апробация сегодня: анализ текущих проблем и пути их решения

Гаджиева А. О., Омельяновский В. В., Лукьянцева Д. В. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 60-69.

Книга
Актуальная практика применения законодательства в сфере закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ): сборник

Белик И. А., Беляев С. Г., Березгов А. С. и др.

М.: Издательство Проспект, 2023.

Статья
В поле гравитации: структура и элементы публичной власти

Ларичев А. А., Кожевников О. А.

Правоприменение. 2024. Т. 8. № 2. С. 43-52.

Глава в книге
Местное самоуправление в зарубежных странах

Ларичев А. А.

В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 4. С. 85-102.

Статья
Локальные сообщества как средство разрешения городских конфликтов

Ларичев А. А., Солдатова Л. В., Таболин В. В.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 4. С. 902-918.

Статья
Правовое регулирование технологий «умного города» в контексте решения вопросов местного значения на городских территориях

Ларичев А. А., Кожевников О. А., Корсун К. И.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 3. С. 56-77.

Статья
Свойства конституционного принципа добросовестности субъектов правоотношений

Мосин С. А.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27-45.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Конституционные (уставные) советы субъектов РФ: перспективы развития

17 июня 2024 года на факультете права состоялся круглый стол «Конституционные (уставные) советы субъектов РФ: перспективы развития», организованный департаментом публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», в рамках которого ведущие российские конституционалисты и практики обсудили вопросы становления конституционных (уставных) советов при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, юридической силы решений советов, их численности, а также иные актуальные вопросы правового статуса указанных органов.

Конституционные (уставные) советы субъектов РФ: перспективы развития

Конституционные (уставные) советы субъектов РФ: перспективы развития
НИУ ВШЭ

Председатель Конституционного совета Республики Татарстан Гилазов Ильгиз Идрисович в своем выступлении, посвященном Конституционному совету Республики Татарстан, рассказал о порядке работы с обращениями граждан, а также о визите членов Конституционного совета Республики Татарстан в Конституционный Суд Российской Федерации. Процессуальные и материальные аспекты статуса Конституционного совета Республики Татарстан осветили в своих выступлениях члены Конституционного совета Республики Татарстан, Мустафина Эльмира Мазитовна и Гафаров Роман Фагимович.

Анализируя эволюцию статуса региональных органов конституционного контроля, профессор кафедры конституционного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Гриценко Елена Владимировна выделила различные подходы региональных законодателей при наделении советов организационной и функциональной самостоятельностью.

Заместитель Председателя Конституционного совета Республики Саха (Якутия), кандидат юридических наук, Мироновский Олег Борисович, освещая практику деятельности совета, обратил внимание на специфическую черту его заключений – формулирование в резолютивной части рекомендаций законодателю по совершенствованию нормативно-правового регулирования. Кроме того, в своем выступлении Олег Борисович поделился уникальным опытом исполнения решения совета с использованием механизма прокурорского реагирования.

Малютин Никита Сергеевич, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, рассуждая о возможности встраивания конституционных (уставных) советов в механизм парламентского контроля, предложил выйти за рамки «ожидания судебной природы» советов и отказаться от негативной оценки зависимости советов от законодательных органов субъектов РФ, что позволит выработать принципиально новую жизнеспособную и эффективную модель данных органов.

Вопросы эффективности конституционных (уставных) советов были затронуты и Будаевым Андреем Михайловичем, доцентом, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), который анализируя  теорию и практику реализации нормоконтроля в субъектах Федерации, обратил внимание на необходимость усиления нормоконтроля в отношении муниципальных нормативных правовых актов, что возможно осуществить с использованием потенциала конституционных (уставных) советов.

Курятников Виталий Владимирович, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, обратившись к вопросу об оптимальной численности и сроке полномочий членов конституционных (уставных) советов, на основе опыта деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ предложил считать в качестве оптимального варианта создание советов исходя из 5-10 человек в составе совета со сроком полномочия 8-12 лет.

Выступая в рамках дискуссии, профессор департамента публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор Кряжков Владимир Алексеевич, в качестве положительных моментов выделил опыт Конституционного совета Республики Саха (Якутия), создание совета в Республике Татарстан, предложил рассматривать деятельность конституционных советов как правоприменительную, а также отметил наличие более 60 научных публикаций, посвященных конституционным (уставным) советам; доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права им. Н. В. Витрука Российского государственного университета Кряжкова Ольга Николаевна также отметила ряд положительных тенденций в деятельности конституционных советов; Воробьев Виктор Викторович, депутат Государственного Совета Республики Коми, член комитета по законодательству и местному самоуправлению выразил опасения, что современный уровень развития регионального законодательства, дублирующий в своей основной массе положения федерального, может привести к повторению конституционными советами судьбы конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Завершая работу круглого стола его модератор, Беньяминова Светлана Александровна,  Председатель Конституционного Суда Республики Карелия в отставке, доцент департамента публичного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики», зав.кафедрой конституционного правосудия, кандидат юридических наук, выразила надежду, что площадка факультета права, которая уже третий год становится местом обсуждения вопросов правового статуса конституционных (уставных) советов, позволит и в будущем продолжить научные дискуссии по данному вопросу, а также выработать научно обоснованную концепцию деятельности региональных органов конституционного контроля (надзора).