Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 323
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 315
E-mail: e.aleksandrova@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 328
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23033
E-mail: fsuleymanova@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 323
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: ataktarova@hse.ru
Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 323
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23759
E-mail: itolkachev@hse.ru
Департамент публичного права обеспечивает полноценный образовательный цикл в рамках публичной отрасли права, что позволяет выпускникам стать востребованными на российском и мировом рынках труда, как в практической, так и в научно – исследовательских областях.
В настоящее время департамент публичного права объединяет более 60 высококвалифицированных специалистов в различных областях публичного права, включая конституционное право, муниципальное право, финансовое право, налоговое право, административное право, экологическое право, земельное право, трудовое право, право социального обеспечения, обеспечивающих преподавания дисциплин в НИУ ВШЭ на уровне ведущих университетов мира с учетом специфики профилей подготовки студентов.
Журнал российского права. 2024. Т. 28. № 9. С. 72-87.
В кн.: Актуальные проблемы конституционного права: к 100-летию Е.И. Козловой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2025. Гл. 3.7. С. 278-293.
Виноградов В. А., Кузнецова Д. В.
Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 2. С. 215-240.
Виноградов В. А., Александрова Е. В., Степанюк Д. Ю.
В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 14. С. 409-429.
Виноградов В. А., Мазаев В. Д., Масленникова С. В. и др.
Проспект, 2024.
Александрова Е. В., Бабаева Ю. Г., Бабичев И. В. и др.
М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024.
Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 3. С. 17-30.
Алова Д. Г., Быстров А. С., Виноградов В. А. и др.
М.: Проспект, 2023.
Revista de Investigacoes Constitucionais. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 37-72.
Виноградов В. А., Ларичев А. А.
Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15. № 5. С. 4-23.
Виноградов В. А., Масленникова С. В., Мазаев В. Д.
М.: Эксмо, 2022.
Москвитин О. А., Корниенко А. С., Гаджиева А. О.
Кн. 2. М.: РГ-Пресс, Проспект, 2024.
В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 6. С. 125-156.
Степанюк Д. Ю., Кошель А. С., Гаджиева А. О.
Закон. 2024. № 7. С. 196-207.
Гаджиева А. О., Ситникова А. В.
В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 17. С. 484-505.
Гаджиева А. О., Костырко А. А., Кошель А. С.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2023. Т. 14. № 4. С. 888-904.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 3. С. 649-669.
Маличенко В. С., Гаджиева А. О., Платонова Н. И. и др.
Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 4. С. 657-670.
Гаджиева А. О., Омельяновский В. В., Лукьянцева Д. В. и др.
Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 60-69.
Белик И. А., Беляев С. Г., Березгов А. С. и др.
М.: Издательство Проспект, 2023.
Ларичев А. А., Кожевников О. А.
Правоприменение. 2024. Т. 8. № 2. С. 43-52.
В кн.: Муниципальное право. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. Гл. 4. С. 85-102.
Ларичев А. А., Солдатова Л. В., Таболин В. В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 4. С. 902-918.
Ларичев А. А., Кожевников О. А., Корсун К. И.
Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 3. С. 56-77.
Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27-45.
Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.
Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.
Ларичев А. А., Ржановский В. А.
Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 9. С. 35-52.
Государство и право. 2022. № 6. С. 68-78.
Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.
Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.
Ларичев А. А., Виноградов В. А.
Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2021. № 2. С. 30-35.
Елена Н. Маркова
Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2022. № 3. С. 13-34.
В сессии приняли участие представители научного сообщества, Госдумы РФ и органов государственной власти. Модератором сессии выступил заместитель министра юстиции – М.М. Бесхмельницын.
Спикеры рассмотрели проблемы, которые возникли в государстве и обществе в связи с развитием цифровых технологий. Одним из основных вопросов сессии заключался в поиске оптимальной модели правового регулирования цифровых технологий в РФ.
В своем выступлении Васякина Е.В. акцентировала внимание на тех вызовах, с которыми сталкивается право под влиянием цифровизации:
1) появление большого количества новых объектов (цифровые платформы, цифровые продукты, цифровые сервисы, большие данные и т.д.)
2) формирование новых отраслей и институтов (платформенное и экосистемное право, киберправо, криптоправо, инновационное право)
3) закрепление новых прав и потенциальное появление новых субъектов права (право на «цифровую смерть», на цифровое наследство, правосубъектность искусственного интеллекта)
4) создание новой онтологии права (машиночитаемого, машиноисполняемого права).
Существующее правовое регулирование цифровой среды Васякина Е.В. предложила объединить в следующие модели:
1) Модель «стратегического» регулирования - характерна для стран, которые принимают стратегии, планы и программы, в которых определяются общие принципы, ориентиры и задачи технологического развития государства в целом (Корея, Сингапур).
2) Модель фрагментарного или «поддерживающего» регулирования характерна для стран, в которых отсутствуют основополагающие системные нормативные акты, регулирующие отношения в цифровой среде, но принимаются отдельные законы, которые устанавливают требования в определенной сфере: защита персональных данных, функционирования электронного правительства, информационной безопасности. Данная модель характерна для США, Германии, Канады, Великобритании.
3) Императивное, «жесткое» регулирование характерно для Евросоюза и Китая – стран, в которых сегодня регулирование цифровых технологий основано на риск-ориентированном подходе, прямо закрепленном в законодательстве.
На основе анализа существующих моделей правового регулирования цифровой среды, которые сейчас сложились в мировой практике, а также проблем правового регулирования данной сферы в РФ, Васякина Е.В. предложила внедрить метод экспериментального императивного регулирования применения цифровых технологий в России. Данное предложение было положительно воспринято присутствующими экспертами.
Департамент публичного права: Доцент