• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

119017, Moscow,
3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 225, 226

Phone: (495) 772-95-90 *23039

Email: private_law@hse.ru

Administration
School Head Tatiana Yatsenko
Deputy Head Mikhail Volchansky
Article
Abuse of Procedural Rights in the Context of Digital Transformation of Justice (the Case of the Russian Federation)

Melnikova A.

International Journal For Court Administration. 2023. Vol. 14. No. 3. P. 6.

Book chapter
Simplified Proceedings in Civil Justice As a Part of Modern Procedural Policy

Krymskiy D.

In bk.: Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English. Part 3. (July 12, 2023. Beijing, PRC). Инфинити, 2023. P. 50-55.

Working paper
The Concept of Inheritance by Right of Representation: A Comparative Analysis of Civil Law in Russia and France

Rostovtseva N. V.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2019. No. WP BRP 91.

Research Seminar "Compliance Risks in Business"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Лепилина Светлана Юрьевна

Лепилина Светлана Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Управление комплаенс-рисками в коммерческих организациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области комплаенс, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потреб-ностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, и в конечном счете потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В связи с этим в рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска, а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, выработка навыков работы с нормативными правовыми актами;
  • выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые понятия, принципы; основные нормативные требования во всех изученных областях комплаенс-контроля; основные тенденции развития международно-правового регулирования в изучаемой области;
  • Умеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности;
  • Уметь оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию;
  • Владеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности;
  • Владеет оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков
    Понятие комплаенс. Определение риска. Управление рисками. Риск-ориентированный подход в управлении организацией. Виды и источники комплаенс-рисков
  • Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
    Нормативно-правовое регулирование: цели, история, факторы, оказывающие влияние на нормативно-правовое регулирование. Стороны, участвующие в процессе нормативно-правового регулирования. Нормативно-правовое регулирование: подходы и модели. Источники правил нормативно-правового регулирования. Международное законодательство и разработка передовых практик. Регулирующие органы и их полномочия.
  • Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ
    Понятие легализации денежных средств. Этапы легализации. Понятие финансирования терроризма. История борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма на международном уровне. Развитие законодательства по ПОД/ФТ в России. Основные принципы ПОД/ФТ. Принцип «Знай своего клиента». Система внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Локальные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ. Программы осуществления внутреннего контроля. Управление риском вовлечения организации в отмывание денежных средств. Распределение полномочий при осуществлении ПОД/ФТ. Взаимодействие с государственными органами. Отчетность. Ответственность за нарушение требований в сфере ПОД/ФТ.
  • Защита прав инвесторов
    Цели осуществления комплаенс-контроля в области защиты прав инвесторов. Основные источники риска. Нормативно-правовое регулирование в России и за рубежом. Квалификация инвестора. Стандарты СРО и защита прав инвесторов. Требования в области защиты прав инвесторов в соответствии с MiFID II. Раскрытие информации. Best execution. Правовые способы минимизации риска инвестора при осуществлении операций на рынке ценных бумаг.
  • Санкционный комплаенс
    Понятие санкций. Субъекты санкций. Виды санкционных ограничений. История применения санкционных ограничений на международном уровне. Нормативно-правовое регулирование. Основания включения/исключения лиц в списки санкционных лиц. Санкционные ограничения, действующие в РФ. Санкционные ограничения, действующие на международном уровне. Иностранные санкционные ограничения. Санкционный контроль при осуществлении международных расчетов. Правовые способы минимизации риска при работе с санкционными лицами, товарами, странами. Санкционные оговорки. Введение санкций как основание дефолта контрагента.
  • Инсайд и манипулирование
    Понятие инсайдерской информации. Инсайдер. Понятие манипулирования. Китайская стена: понятие и применение механизмов. Европейские требования к работе с инсайдерской информацией. MAR. Правовые способы минимизации риска при работе с инсайдерской информацией.
  • Иные области осуществления комплаенс-контроля
    Реклама. Добросовестное поведение на рынке. Комплаенс-контроль при работе с персоналом. Взаимодействие с государственными органами. Отчетность и предоставление информации в государственные органы. SFTR. FATCA. CRS. GDPR.
  • Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции
    Виды взяточничества: откаты, вознаграждение за упрощение формальностей, благотворительность, спонсорство, пожертвования политическим партиям, подарки, знаки делового гостеприимства, а также рекламные и прочие расходы по ведению бизнеса. Нормативно-правовое регулирование. Принципы контроля и учёта подарков и знаков делового гостеприимства в организации.
  • Комплаенс-менеджмент
    Функции подразделения комплаенс-менеджмента. Функции комплаенс-менеджера. Функции совета директоров. Основные виды деятельности и процедуры комплаенс-функции. Ключевые взаимосвязи комплаенс-функции. Другие функции комплаенс-менеджера: борьба с отмыванием денег, предупреждение финансовых преступлений, злоупотребление фондовым рынком, управление рисками, законоприменение.
  • Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
    Комплаенс: с ним или без него. Регулирование функции комплаенс на Западе. Кто ответственнен за комплаенс. Комплаенс-культура и комплаенс-среда. Комплаенс и корпоративное управление, основные отличия от смежных функций. Понимание комплаенс ключевыми стейкхолдерами. Комплаенс-программа и комплаенс-план функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комплаенс-программа организации : практич. руководство / В.А. Черепанова. — 4-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Комплаенс-программа организации: практ. руководство / В. Черепанова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. — 288 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754288