• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, room 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Phone: 8 (495) 7729590, ext. 22735

Administration
School Head Timur Sokolov
Elena Ermakova
Manager Elena Ermakova
Elena Demina
Teaching and Learning Specialist Elena Demina
Book
Annotated Leading Cases of International Criminal Tribunals

Esakov G.

Vol. 58. Cambridge: Intersentia, 2020.

Article
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF SEARCH AS A MEANS OF FORCIBLE SEIZURE OF PROPERTY IN ORDER TO COMPENSATE FOR DAMAGE CAUSED BY A CRIME
In press

Расторопов С. В., Pushkarev V. V., Яковлева В. М. et al.

Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 1. No. 43.

Book chapter
Judgment and Verdict
In press

Filatova M., Aleksandr Evseev.

In bk.: Elgar Encyclopedia of Crime and Criminal Justice. Vol. 1. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. P. 1-11.

Project seminar "Non-judicial Practices and Alternative means to resolve Legal Conflicts in Criminal Proceedings"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Karnozova, Liudmila

Karnozova, Liudmila

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар направлен на формирование у студентов понимания проблем современного уголовного судопроизводства и проектных установок и компетенций как необходимой профессиональной основы для участия в деятельности по решению проблем. В рамках данной дисциплины это достигается путем ознакомления студентов с современными мировыми тенденциями развития уголовной юстициив части включения в правовую систему альтернатив карательному способу реагирования на преступление, с зарубежным и российским опытом в этой области, с технологиями реализации альтернатив и способами правового регулирования. В последние десятилетия тенденция формирования такого рода уголовной политики в сфере публичного права усилилась, однако на этом пути возникло немало разочарований, что повлекло за собой как возврат к идеям и практике возмездия, так и формулирование новых концепций и практик. Отсюда в рамках профессиональной подготовки возникает необходимость освоения студентами основ проектного подхода к формированию инноваций. Дисциплина предусматривает интерактивные лекции, семинарские занятия, контрольную работу, практикум по проведению программы восстановительного правосудия (в виде ролевых игр), учебную конференцию по защите проектов либо выступлением с тематическим докладом и домашние задания (подготовка к опросам на семинарских занятиях, написание эссе по фильмам по теме курса, написание эссе по результатам проведенных практических занятий в форме ролевой игры, подготовка учебного проекта/научного доклада и выступления на учебной конференции), а также устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоение основных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоениеосновных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками восстановительной коммуникации и приемами работы ведущего программ восстановительного правосудия; навыками проблематизации и основ проектной работы; навыками научной дискуссии и презентации результатов исследовательской и проектной работы.
  • Владеет понятийным аппаратом концепций альтернатив уголовному преследованию; аналитическим аппаратом различения сущности медиации при урегулировании частноправовых споров и примирительных процедур по уголовным делам;
  • Знает международные рекомендации и отечественное законодательство в этой области; типологию альтернатив в уголовном судопроизводстве; отличие принципов и практик примирительных процедур по уголовным делам от принципов и практик медиации по урегулированию споров в частноправовой сфере;
  • Знает основные теоретические работы в области восстановительного правосудия; правовые условия и последствия использования примирительных процедур по уголовным делам в российском уголовном судопроизводстве;
  • Знает современные проблемы уголовной юстиции и тенденции ее развития, связанные с применением альтернативных способов ответа на преступление, а также на конфликты квазикриминального характера, которые оказываются за рамками уголовного судопроизводства (например, где правонарушителями являются несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности);
  • Умеет анализировать современные тенденциив уголовном правосудии и содержательные основания реформ в этой области; работать с нормативно-правовыми актами, научной литературой, аналитическими и концептуально-программными материалами;
  • Умеет организовывать и проводить программы восстановительного правосудия – медиацию между правонарушителем и пострадавшим; использовать полученные знания для решения проблем институционализации альтернатив в российской правовой системе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Альтернативные способы разрешения криминальных ситуаций/конфликтов
  • Тема 2. Концептуальные основы восстановительного правосудия. Международные правовые документы.
  • Тема 3. Практические формы реализации концепции восстановительного правосудия
  • Тема 4. Позиция ведущего программ восстановительного правосудия
  • Тема 5. Коммуникация и понимание. Институциональные практики в работе с человеком и стилистика коммуникации
  • Тема 6. Процедура восстановительной медиации между жертвой и правонарушителем (ролевые игры)
  • Тема 7. Ювенальная юстиция – классическая и восстановительная парадигмы
  • Тема 8. Правовые основы взаимодействия программ восстановительного правосудия с российским уголовным процессом. Восстановительное правосудие и медиация по урегулированию споров.
  • Тема 9. Российская практика: использование программ восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних. Проблемы и перспективы институционализации восстановительного правосудия
  • Тема 10. Проектирование инноваций в сфере использования альтернативных способов реагирования на криминальные, квазикриминальные и иные сложные ситуации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание (эссе)
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Практикум по проведению программы восстановительного правосудия
  • неблокирующий Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
  • неблокирующий устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * домашнее задание (эссе) + 0.2 * Практикум по проведению программы восстановительного правосудия + 0.2 * устный опрос (экзамен) + 0.3 * Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад + 0.2 * активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карнозова Л.М. - Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление) - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12409-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/26192

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медиация : учебник / под редакцией А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 480 с. — ISBN 978-5-8354-1151-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чумиков, А. Н. Переговоры - фасилитация - медиация : учебное пособие / А. Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-7567-0738-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68865 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.