• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН
Контакты

Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Тел. 8 (495) 7729590, доб. 22735

Руководство
Руководитель Департамента Беньяминова Светлана Александровна

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22723
Электронная почта: sbenyaminova@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 447

Менеджер Ермакова Елена Владимировна

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22735
Электронная почта: evermakova@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 445

Специалист по учебно-методической работе Демина Елена Вениаминовна

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 23032
Электронная почта: edemina@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 432

Проектный семинар "Несудебные практики и альтернативные способы разрешения правовых конфликтов в уголовном судопроизводстве"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар направлен на формирование у студентов понимания проблем современного уголовного судопроизводства и проектных установок и компетенций как необходимой профессиональной основы для участия в деятельности по решению проблем. В рамках данной дисциплины это достигается путем ознакомления студентов с современными мировыми тенденциями развития уголовной юстициив части включения в правовую систему альтернатив карательному способу реагирования на преступление, с зарубежным и российским опытом в этой области, с технологиями реализации альтернатив и способами правового регулирования. В последние десятилетия тенденция формирования такого рода уголовной политики в сфере публичного права усилилась, однако на этом пути возникло немало разочарований, что повлекло за собой как возврат к идеям и практике возмездия, так и формулирование новых концепций и практик. Отсюда в рамках профессиональной подготовки возникает необходимость освоения студентами основ проектного подхода к формированию инноваций. Дисциплина предусматривает интерактивные лекции, семинарские занятия, контрольную работу, практикум по проведению программы восстановительного правосудия (в виде ролевых игр), учебную конференцию по защите проектов либо выступлением с тематическим докладом и домашние задания (подготовка к опросам на семинарских занятиях, написание эссе по фильмам по теме курса, написание эссе по результатам проведенных практических занятий в форме ролевой игры, подготовка учебного проекта/научного доклада и выступления на учебной конференции), а также устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоение основных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
  • ознакомление слушателей с современной мировой тенденцией развития уголовной юстиции, ориентированной на включение в правовую систему альтернатив уголовному преследованию, а также с иными формами гуманизации ответа на преступления и квазикриминальные ситуации, и освоениеосновных концепций и правовых конструкций реализации такого рода альтернатив.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками восстановительной коммуникации и приемами работы ведущего программ восстановительного правосудия; навыками проблематизации и основ проектной работы; навыками научной дискуссии и презентации результатов исследовательской и проектной работы.
  • Владеет понятийным аппаратом концепций альтернатив уголовному преследованию; аналитическим аппаратом различения сущности медиации при урегулировании частноправовых споров и примирительных процедур по уголовным делам;
  • Знает международные рекомендации и отечественное законодательство в этой области; типологию альтернатив в уголовном судопроизводстве; отличие принципов и практик примирительных процедур по уголовным делам от принципов и практик медиации по урегулированию споров в частноправовой сфере;
  • Знает основные теоретические работы в области восстановительного правосудия; правовые условия и последствия использования примирительных процедур по уголовным делам в российском уголовном судопроизводстве;
  • Знает современные проблемы уголовной юстиции и тенденции ее развития, связанные с применением альтернативных способов ответа на преступление, а также на конфликты квазикриминального характера, которые оказываются за рамками уголовного судопроизводства (например, где правонарушителями являются несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности);
  • Умеет анализировать современные тенденциив уголовном правосудии и содержательные основания реформ в этой области; работать с нормативно-правовыми актами, научной литературой, аналитическими и концептуально-программными материалами;
  • Умеет организовывать и проводить программы восстановительного правосудия – медиацию между правонарушителем и пострадавшим; использовать полученные знания для решения проблем институционализации альтернатив в российской правовой системе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Альтернативные способы разрешения криминальных ситуаций/конфликтов
  • Тема 2. Концептуальные основы восстановительного правосудия. Международные правовые документы.
  • Тема 3. Практические формы реализации концепции восстановительного правосудия
  • Тема 4. Позиция ведущего программ восстановительного правосудия
  • Тема 5. Коммуникация и понимание. Институциональные практики в работе с человеком и стилистика коммуникации
  • Тема 6. Процедура восстановительной медиации между жертвой и правонарушителем (ролевые игры)
  • Тема 7. Ювенальная юстиция – классическая и восстановительная парадигмы
  • Тема 8. Правовые основы взаимодействия программ восстановительного правосудия с российским уголовным процессом. Восстановительное правосудие и медиация по урегулированию споров.
  • Тема 9. Российская практика: использование программ восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних. Проблемы и перспективы институционализации восстановительного правосудия
  • Тема 10. Проектирование инноваций в сфере использования альтернативных способов реагирования на криминальные, квазикриминальные и иные сложные ситуации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание (эссе)
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Практикум по проведению программы восстановительного правосудия
  • неблокирующий Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад
  • неблокирующий устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * домашнее задание (эссе) + 0.2 * Практикум по проведению программы восстановительного правосудия + 0.2 * устный опрос (экзамен) + 0.3 * Учебная конференция: защита проекта или тематический доклад + 0.2 * активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карнозова Л.М. - Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление) - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-12409-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/26192

Рекомендуемая дополнительная литература

  • под редакцией А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского - Медиация: учебник - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2016 - ISBN: 978-5-8354-1151-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92521
  • Чумиков А.Н. - Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - ISBN: 978-5-7567-0738-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68865