Антисанкционное регулирование в России
18 декабря 2020 года на факультете права НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие, организованное НУЛ в области защиты государственных интересов в условиях экономических санкций. Темой мероприятия стало обсуждение проблемы российского антисанкционного регулирования.
Семинар был посвящён обсуждению статьи Владислава Валерьевича Старженецкого (к.ю.н., научный сотрудник НУЛ), Ксении Сергеевны Курицыной (студентка 2 курса магистратуры «Право международной торговли, финансов и экономической интеграции» факультета права ВШЭ, стажер-исследователь НУЛ) и Бутыриной Валерии Андреевны (стажер-исследователь НУЛ).
Вначале с приветственным словом к участникам обратился В.В. Старженецкий, который отметил, что вопрос санкций довольно хорошо изучен, в то время как вопрос антисанкционной политики России исследован не достаточно.
После этого началась небольшая презентация коллективной работы. Антисанкционный механизм направлен на решение трёх задач:
1) Демотивация и повышение издержек санкционных государств;
2) Минимизация негативного эффекта от санкций;
3) Сокращение зависимости и повышение устойчивости российской экономики.
Ксенией Сергеевной Курицыной были раскрыты вышеперечисленные задачи. Демотивация и повышение издержек санкционных государств - это такие меры, как ограничение въезда отдельных лиц, поддерживающих введение санкций против России (2014), приостановление договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины (2016). Важно учитывать то, что применение подобных мер, возможно, при соблюдении ряда условий (соответствие международному праву и российскому законодательству, обоснованность пропорциональность, временный характер и публичность).
Задача минимизации негативного эффекта от санкций состоит в следующем:
1. Предоставление преференций и изъятий в рамках публично-правовых отношений;
2. Процессуальные преференции;
3. Блокировка правового эффекта санкций на территории РФ;
4. Адресная поддержка.
Сокращение зависимости и повышение устойчивости российской экономики. Эта задача состоит в:
1. Неразглашении информации для предупреждения попадания лиц под вторичные санкции
2. Ограничение допуска иностранных лиц и их товаров, работ и услуг к участию в государственных закупках
3. Снижение зависимости российской финансовой системы от расчётов в иностранной валюте
4. Повышение устойчивости российской банковской системы
5. Обеспечение автономности сети интернет
6. Ограничение доступа инвесторов в стратегические отрасли
Владислав Валерьевич отметил важность критической оценки антисанкционного регулирования и путей его совершенствования.
Во-первых, не использован потенциал с точки зрения международного права (формирование opinio juris). Здесь, по мнению авторов, эффективным было бы создание коалиции государств, выступающих против применения односторонних ограничительных мер и включение в инвестиционные договоры положений об отказе или ограничении применения односторонних мер. Подобные меры помогли бы в оспаривании санкций (с позиции нарушения прав человека и нарушения норм ВТО ДИСов, общего международного права).
Во-вторых, присутствуют трудности с оценкой эффективности антисанкционного механизма и возможных побочных эффектов.
В-третьих, необходимость совершенствования российского механизма контрсанкций и здесь, по мнению авторов, можно использовать западный опыт: механизм калибровки ответных решений, разработка правовой базы для процедуры делистинга, администрирование и создание единого органа, уполномоченного реализовывать государственную политику в сфере российских контрсанкций.
Затем слово было предоставлено Ивану Николаевичу Тимофееву (программный директор Российского совета по международным делам (РСМД), член РСМД, руководитель программы «Институты евроатлантической безопасности» Валдайского клуба). Главный посыл должен состоять в том, что наш опыт применения ответных мер достаточно молодой, законодательство в этой сфере – живой организм, который находится в постоянном развитии. Необходимо применение таких крупных международных площадок, как ООН. Проблема состоит в том, что государства, вводящие санкции, зачастую игнорирует ряд проблемных моментов (в частности, нарушение прав человека). По поводу российского законодательства в этой сфере Иван Николаевич обозначил:
1) Вопрос ответственности за нарушение российского законодательства – находится пока в стадии разработки. Излишне криминализировать эту сферу не стоит, административных мер достаточно;
2) Политический эффект от открытого списка визовых санкций гораздо более эффективен чем от закрытого списка;
3) Использование инструмента блокирующих санкций – это шаг вперёд.
Затем слово было предоставлено Дмитрию Вячеславовичу Тимофееву (директор Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Российской Федерации). Дмитрий Вячеславович отметил, что довольно скептически относится к вопросу создания коалиции (встаёт вопрос «кто из международных партнёров РФ согласиться участвовать в подобном объединении») и к применению компенсаторных мер (по мнению спикера необходимо ограничительно подходить к использованию бюджетных средств по финансирования таких целей). Касательно оценки ответных санкционных мер было подчёркнуто, что макроэкономические эффекты почти невозможно просчитать (нет необходимых экономических моделей) и поэтому такие оценки представляются не вполне реалистичными.
Затем слово было предоставлено представителю Министерства юстиций Российской Федерации Евгению Булатову (департамент международного права и сотрудничества). Спикер подчеркнул, что многие санкции сегодня вводятся для удовлетворения национальных интересов, а не для развития международного сотрудничества, укрепления целей международного права. Наиболее эффективным является использование международных площадок, таких как ООН (в международном инвестиционном праве – ЮНСИТРАЛ, в сфере прав человека – Совет Европы).
После этого был открыт формат свободной дискуссии, участники семинара были вовлечены в дискуссию, задавали вопросы выступающим. Обсуждалась проблематика создания коалиции по противодействию санкционному давлению, оценки эффективности введения ответных мер, преимущества и недостатки компенсаторного механизма реагирования на санкции
Мероприятие было закончено завершающими словами В.В. Старженецкого, который поблагодарил коллег за комментарии по поводу презентуемой статьи, ещё раз обозначил актуальность обсуждаемой проблематики, важность её обсуждения на подобных площадках с привлечением ведущих российских экспертов в этой области.
Автор пост-релиза: Михаил Зверев, стажёр-исследователь НУЛ, студент 3 курса факультета права НИУ ВШЭ.