• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

27 февраля 2019 года профессора департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ В.Б. Исаков и Ю.Г. Арзамасов и доцент Б.А. Геренрот приняли участие в представительном форуме теоретиков права – Международной научно-практической конференции «Право и закон в программируемом обществе (к 100-летию со дня рождения Даниела Белла»

Конференция была организована Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно с Отделением общественных наук Российской академии наук и посвящена 100-летию со дня рождения известного американского социолога и публициста, автора концепции постиндустриального общества Даниела Белла

Профессор В.Б. Исаков выступил на пленарном заседании. Он посвятил свое выступление информационному правопониманию как одному из современных и перспективных подходов к праву. С точки зрения автора, восприятие права как обширного, структурно-сложного и динамичного комплекса раскрывает новые стороны и грани этого социального явления. С позиций информационного подхода В.Б. Исаков отметил ряд тенденций в развитии российской правовой системы, вызывающих серьезную озабоченность и способных в перспективе ослабить социальную эффективность права: неуправляемый количественный рост законодательства, нестабильность базовых кодифицированных правовых актов, углубляющееся расхождение действующего законодательства с его идеальной, научно обоснованной моделью – системой права. Разработки и рекомендации ученых в этой области, к сожалению, слабо учитываются законотворческой практикой. Очередная кодификация российского законодательства, необходимость которой назрела, – подчеркнул докладчик, – должна быть организована на основе самых современных информационных принципов и технологий.

Профессор Ю.Г. Арзамасов принял участие в работе Секции № 3 конференции «Современные стратегии правового освоения и генерирования идей социального программирования (наука, образование, практика)».  Свой доклад он посвятил анализу целей  проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в странах Европы и сравнил их с телеологическим (целевыми) подходом в современной России. Осуществленный анализ заключений ОРВ показал, что в России заключения на проекты нормативных правовых актов содержат  в основном экономические расчеты, а социальным последствиям вступления проектов нормативных правовых актов в юридическую силу не уделяется должного внимания. Данный подход, по мнению автора, необоснованно сужает поле исследований при помощи ОРВ. В этой связи проанализирован опыт осуществления ОРВ в тех европейских странах, где исследователи, пользуясь современными методами, выявляют все последствия вступления правовых актов в силу, не исключая при этом социальные, экологические и технологические последствия. Проведенный анализ позволил автору сделать ряд выводов. Во-первых, в России следует шире привлекать к проведению ОРВ общественные институты представляющие бизнес, потребительские и творческие союзы, правозащитные организации. Во-вторых, в Европе наметилась тенденция продвижения к гомогенности целей проведения ОРВ. Все больше государств в национальном законодательстве институализирует определение социальных и экологических последствий при проведении перспективной оценки регулирующего воздействия. В-третьих, в европейских странах практически отсутствуют методики выявления системных рисков, что делает законодательство уязвимым, социально и научно не обусловленным, авральным и ситуационным. В-четвертых, необходимо, как в Великобритании, проводить ОРВ не только для проектов нормативных правовых актов, но и для всех государственных программ, что, несомненно, отразится как на качестве правовых и иных документов, так и на их эффективности.