• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Шершнева-Цитульская Ирина Александровна
Заместитель руководителя департамента Сафонов Александр Александрович
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

27 февраля 2019 года профессора департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ В.Б. Исаков и Ю.Г. Арзамасов и доцент Б.А. Геренрот приняли участие в представительном форуме теоретиков права – Международной научно-практической конференции «Право и закон в программируемом обществе (к 100-летию со дня рождения Даниела Белла»

Конференция была организована Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно с Отделением общественных наук Российской академии наук и посвящена 100-летию со дня рождения известного американского социолога и публициста, автора концепции постиндустриального общества Даниела Белла

Профессор В.Б. Исаков выступил на пленарном заседании. Он посвятил свое выступление информационному правопониманию как одному из современных и перспективных подходов к праву. С точки зрения автора, восприятие права как обширного, структурно-сложного и динамичного комплекса раскрывает новые стороны и грани этого социального явления. С позиций информационного подхода В.Б. Исаков отметил ряд тенденций в развитии российской правовой системы, вызывающих серьезную озабоченность и способных в перспективе ослабить социальную эффективность права: неуправляемый количественный рост законодательства, нестабильность базовых кодифицированных правовых актов, углубляющееся расхождение действующего законодательства с его идеальной, научно обоснованной моделью – системой права. Разработки и рекомендации ученых в этой области, к сожалению, слабо учитываются законотворческой практикой. Очередная кодификация российского законодательства, необходимость которой назрела, – подчеркнул докладчик, – должна быть организована на основе самых современных информационных принципов и технологий.

Профессор Ю.Г. Арзамасов принял участие в работе Секции № 3 конференции «Современные стратегии правового освоения и генерирования идей социального программирования (наука, образование, практика)».  Свой доклад он посвятил анализу целей  проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в странах Европы и сравнил их с телеологическим (целевыми) подходом в современной России. Осуществленный анализ заключений ОРВ показал, что в России заключения на проекты нормативных правовых актов содержат  в основном экономические расчеты, а социальным последствиям вступления проектов нормативных правовых актов в юридическую силу не уделяется должного внимания. Данный подход, по мнению автора, необоснованно сужает поле исследований при помощи ОРВ. В этой связи проанализирован опыт осуществления ОРВ в тех европейских странах, где исследователи, пользуясь современными методами, выявляют все последствия вступления правовых актов в силу, не исключая при этом социальные, экологические и технологические последствия. Проведенный анализ позволил автору сделать ряд выводов. Во-первых, в России следует шире привлекать к проведению ОРВ общественные институты представляющие бизнес, потребительские и творческие союзы, правозащитные организации. Во-вторых, в Европе наметилась тенденция продвижения к гомогенности целей проведения ОРВ. Все больше государств в национальном законодательстве институализирует определение социальных и экологических последствий при проведении перспективной оценки регулирующего воздействия. В-третьих, в европейских странах практически отсутствуют методики выявления системных рисков, что делает законодательство уязвимым, социально и научно не обусловленным, авральным и ситуационным. В-четвертых, необходимо, как в Великобритании, проводить ОРВ не только для проектов нормативных правовых актов, но и для всех государственных программ, что, несомненно, отразится как на качестве правовых и иных документов, так и на их эффективности.