• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Профессор департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук Ю.Г. Арзамасов 18 ноября 2020 г. принял участие в Междисциплинарном проблемном семинаре «Современные факторы и риски принятия и реализации государственных управленческих решений», который организовали Национальная ассоциация административистов и МГЮА им. О.Е. Кутафина

С.М. Зубарев, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), обратился к участникам дискуссии со вступительным словом. В нём он обозначил актуальность выявления различных видов правовых рисков при принятии управленческих решений.

С первым докладом выступил заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, директор Института правовых исследований НИУ «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ю.А. Тихомиров. Темой доклада была обозначена диагностика управленческих рисков.

Также в работе круглого стола приняли участие сотрудники  Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Научно-исследовательского института радио, Центра социальной безопасности и рискологии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Института экономики РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Сибирского федерального университета,  Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации, Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Уставного суда Свердловской области, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, Петрозаводского государственного университета, Академии управления МВД России.

Профессор Ю.Г. Арзамасов выступил с докладом «Выявление правовых рисков посредством ОРВ в странах континентальной Европы».

Докладчик отметил, что на сегодняшний день актуализируется проблема расширения сферы действия оценки регулирующего воздействия (ОРВ), как с целью определения оптимальных путей правового регулирования, так и  с целью выявления различных правовых рисков. В этой связи возникает необходимость изучения зарубежных наработок в этой сфере и, прежде всего, стран Европы, где уже накоплен определенный опыт в институциализации и проведении ОРВ.

Определенный интерес представляет нормативная база Европейского Союза, где основной целью при проведении ОРВ является прогноз достижений в осуществляемой им публичной политике. Здесь приоритеты в проведении ОРВ отдаются таким направления, как  экономика, социальная сфера,  экология. При этом применение процедуры ОРВ для выявления экологических рисков является, по существу, «ноу-хау» ЕС.

В Германии ОРВ проводят, как и в России,  федеральные министерства. При этом ответственным министерством в ФРГ за контролем качества ОРВ выступает Министерство финансов. Несмотря на то, что в Германии ОРВ проводится не так давно, здесь уже сложились целые научные школы, которые возглавляют известные ученые (Карл Бёрет, Гётц Концендорф, Ульрих Карпен). Основным документом по ОРВ в Германии является «Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschätzung - Краткое руководство по ОРВ. Из анализа данного документа следует, что возможные экономические риски выявляются не только в процессе перспективной оценки, но и ретроспективной. Последняя осуществляется в ФРГ, главным образом, через депутатские запросы, а также через доклады самых разных субъектов. ОРВ в Германии не сводится только к выявлению возможных финансовых рисков, поскольку одной из важных задач данного экспертного процесса является определение эффективности правового регулирования в экономической сфере. При этом финансово-экономическое обоснование проектов отдельно, как в России, в ФРГ не осуществляется. Результаты данной деятельности не оформляются отдельным документом, как в России, отчет об ОРВ издается совместно с законом и публикуется в пояснительном меморандуме, в чем проявляется реализация принципа гласности нормотворчества. 

Остановился докладчик и на французском опыт институциализации, а также определения целей в осуществлении ОРВ для выявления возможных правовых рисков, где правовые основы проведения ОРВ закреплены, как в Конституции, так и в конкретизирующих ее нормах Органического закона № 2009-403 от 15 апреля 2009 года «О применении статей 34-1, 39 и 44 Конституции». Приоритеты при проведении процедуры ОРВ во Франции отдаются экономическим, финансовым, экологическим и социальным последствиям. При этом в законе присутствует обязывающая норма, согласно   которой  документы  оценки регулирующего воздействия должны содержать «оценку  последствий применения предусмотренных положений на всеобщую занятость», что способствует реализации права граждан на труд. На основе проведенного анализа докладчиком сделан вывод, что  французский парламент уделяет особое внимание приведению законодательства в соответствие с нормами ЕС  и разработке дополнительных директив по применению  существующих законов.

Остановился докладчик и на анализе итальянского опыта ОРВ, где  первоначально ОРВ была введена как правовой эксперимент,  а сегодня оценке подлежат все нормативные правовые акты. В ходе ОРВ описываются  основные социальные, экономические и юридические основания для введения нового регулирующего акта. При этом особое внимание уделяется выявлению и анализу возможных рисков, хотя технологии выявления рисков там нормативно не закреплены.

В завершении доклада были сделаны следующие выводы.

  1. К проведению ОРВ необходимо  привлекать не только институты гражданского общества, представляющие бизнес, но и потребительские и творческие союзы, а также правозащитные организации.
  2. Наметилась тенденция сближения к гомогенности целей проведения ОРВ. Все больше государств в национальном законодательстве институциализирует определение социальных и экологических последствий при проведении перспективной оценки регулирующего воздействия.
  3. В странах Европы практически отсутствуют методики выявления системных рисков, что делает законодательство уязвимым, социально и научно не обусловленным, авральным и ситуационным, то есть направленным на решение хотя и актуальных, но практически сиюминутных задач.
  4. Необходимо существенно изменить подходы к оцениванию законодательства, применяемые в России, поскольку финансово-экономическое обоснование несколько дублирует задачи ОРВ, его, как и во многих европейских странах, следует включить в структуру осуществления ОРВ. При этом ОРВ необходимо проводить для всех, без исключения, проектов нормативных правовых актов и госпрограмм.