Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452
E-mail: theoryoflaw@hse.ru
Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051
Репьев А. Г.
М.: Наш мир, 2024.
Anita Soboleva, Alyona Gerashchenko.
In bk.: Handbook on Cyber Hate: The Modern Cyber Evil. Cham: Springer, 2024. Ch. 17. P. 335 - 355.
Терешин М. В.
Preprints.ru. . НЭИКОН, 2022
С 27 мая по 4 июня 2021 г. в Канаде проходят научные мероприятия ежегодного Конгресса социальных и гуманитарных наук, организованного Университетом Альберта (г. Эдмонтон). На протяжении недели научные и отраслевые ассоциации организуют в рамках Конгресса специальные дискуссионные площадки. В 2021 г. Конгресс второй год подряд проходит на специальной виртуальной платформе, позволяющей в синхронном режиме транслировать работу различных сессий и панельных дискуссий.
1 июня 2021 г. по приглашению Оргкомитета Конгресса профессор департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, д.ф.н., к.ю.н. А.Б. Дидикин выступил в качестве председателя и модератора дискуссии на одной из сессий Конгресса, посвященной философским и методологическим вопросам социального познания.
В докладе Форреста Адама Сопака (Университет МакМастер) было уделено внимание особенностям философских и социальных взглядов американского ученого Дж. Сантаяны, в том числе обоснование им многоуровневой структуры реальности как объекта познания. Автор реконструирует аргументацию Дж. Сантаяны в отношении возможного перехода в процессе научного познания от одного уровня материального мира к другому и способам отображения материальных объектов в системе философских категорий и научных понятий.
Доклад Яна Свидерски (Университет Сиракьюз, штат Нью-Йорк, США) был посвящен методологическим аспектам соотношения процедур объяснения и понимания. Автор отмечает, что известная когерентная теория истины может рассматриваться не только с логической точки зрения, но и выступать в качестве средства познания реальности. Анализируя дискуссии в философии науки между сторонниками «фаундализма» и «когерентизма», он отмечает, что метод понимания должен рассматриваться в контексте метода объяснения изучаемого явления, а не в качестве чего-то противоположного ему. Тем самым полнота научного объяснения преполагает достижение определенного уровня понимания того, что именно мы исследуем.
В докладе Эвана Вудса (Университет штата Огайо) рассмотрена известная в философии и современных социальных науках проблема тождества личности. Отталкиваясь от классических трактовок тождества личности как выражения человеческой памяти (Дж. Локк, Т. Рид), автор показывает противоречия такого подхода, не позволяющего учитывать нарушения человеческой психики и памяти, временный и ограниченный характер воспоминаний о прошлом. В качестве альтернативы в докладе уделено внимание психологическому подходу, связанному с трудами Д. Парфита, о возможности рассмотрения персональной идентичности как постоянных психологических изменений (когда признание себя самим собой подразумевает субъективное переживание, а не только воспоминание). Такой ракурс в рассмотрении проблемы тождества личности имеет важное значение для определения морального и правового статуса субъекта, а также развития методологии познания личностных характеристик субъекта.
На протяжении сессии в дискуссии по докладам выступали ученые, принимающие участие в Конгрессе, из университетов Канады (Университет Альберта, Университет Виктория и др.).
Также в рамках научной сессии профессор А.Б. Дидикин представил участникам сборник статей на английском языке «Law and Language», опубликованный в 2019 г.
Департамент теории права и межотраслевых юридических дисциплин: Профессор