• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Источники и формы права: современный взгляд на основные теоретические положения

Фролова Е. А., Лесив Б. В.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 1. С. 4-39.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Профессора В.Д. Мазаев и Ю.Г. Арзамасов выступили на Международном круглом столе «Развитие современного права в XXI столетии: новые методологии и технологии исследований», организованным Московским государственным областным университетом

В мероприятии приняли участие представители из Бразилии, Германии, Словакия и Белоруссии, а также ведущие ученые-юристы, представители органов государственной власти из 7 субъектов Российской Федерации. Модератором мероприятия выступил д.ю.н., профессор С.А. Глотов.

Особое внимание было уделено перспективным темам научных исследований, в числе которых: права человека и биотехнологии; конституционная экономика; цифровое государственное управление и пределы ограничения прав человека в условиях цифровизации; рациональное природопользование и права будущих поколений и др.

С пленарным докладом выступила д.ю.н., профессор И.А. Умнова-Конюхова, затронув в своем выступлении тенденции и перспективы развития права в XXI столетии в условиях научно-технологического прогресса, дальнейшей глобализации и появления новых угроз и вызовов человеческой цивилизации.  

Профессор В.Д. Мазаев выступил с докладом «Конституционная экономика современной России: состояние и перспективы развития». В своем выступлении он обозначил состояние и перспективы развития конституционной экономики, отметив изменение концептуальных подходов к правовому регулированию права частной собственности.

Профессор Ю.Г. Арзамасов представил доклад «Модели правового регулирования в сфере создания и деятельности искусственного интеллекта», где указал, что существуют два основных варианта правовой регуляции, указанных отношений.

Во-первых, это модель «мягкого» правового регулирования ("soft" law - анг.), представляющая набор норм, носящих рекомендательный характер, но имеющих определённый практический эффект.

Вторая группа моделей регулирования в сфере искусственного интеллекта (ИИ), является классической, поскольку ее содержание составляют нормы права, закрепленные в нормативных правовых актах государства.

Докладчик отметил, что Россия пошла по первому пути, поскольку 26 октября 2021 года принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта.

В ходе доклада был дан подробный анализ причин принятия данного Кодекса, среди которых автор указал наличие пробела в российском законодательстве в сфере создания, внедрения и использования технологий ИИ, а также необходимость проведения оценки потенциальных рисков применения ИИ, куда входят и социальные последствия для человека, общества и государства, поскольку на данный момент отсутствует методика оценки рисков системы ИИ.

Подводя итоги своего выступления, профессор Ю.Г. Арзамасов обозначил плюсы и минусы, выбранной в России модели правового регулирования в сфере ИИ. Говоря о плюсах, он отметил, что в разработку проекта Кодекса были включены не только государственные структуры, но и все заинтересованные субъекты, что фактически явилось определенным краудсорсингом, когда не только государство решало проблему правового регулирования в сфере СИИ, но и такие структуры гражданского общества, как общества с ограниченной ответственностью, банковский сектор и т. д.

Отмечая возможные риски такой регуляции, было указано, что документ дает большие полномочия в сфере формирования политики регулирования ИИ крупным корпорациям, которые могут «потеснить» государство в правовой регуляции ИИ. В этой связи, было указано на особую роль правового мониторинга в этой сфере.