• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Теория государства и права

Лесив Б. В., Андреева И. А., Аубакирова И. У. и др.

М.: Проспект, 2024.

Глава в книге
Исторически сложившееся государственное единство России и его конституционно-правовые гарантии

Левакин И. В.

В кн.: Актуальные проблемы современного федерализма: историческая ретроспектива, тенденции и прогнозы развития. Монография. Проспект, 2024.

Профессора В.Д. Мазаев и Ю.Г. Арзамасов выступили на Международном круглом столе «Развитие современного права в XXI столетии: новые методологии и технологии исследований», организованным Московским государственным областным университетом

В мероприятии приняли участие представители из Бразилии, Германии, Словакия и Белоруссии, а также ведущие ученые-юристы, представители органов государственной власти из 7 субъектов Российской Федерации. Модератором мероприятия выступил д.ю.н., профессор С.А. Глотов.

Особое внимание было уделено перспективным темам научных исследований, в числе которых: права человека и биотехнологии; конституционная экономика; цифровое государственное управление и пределы ограничения прав человека в условиях цифровизации; рациональное природопользование и права будущих поколений и др.

С пленарным докладом выступила д.ю.н., профессор И.А. Умнова-Конюхова, затронув в своем выступлении тенденции и перспективы развития права в XXI столетии в условиях научно-технологического прогресса, дальнейшей глобализации и появления новых угроз и вызовов человеческой цивилизации.  

Профессор В.Д. Мазаев выступил с докладом «Конституционная экономика современной России: состояние и перспективы развития». В своем выступлении он обозначил состояние и перспективы развития конституционной экономики, отметив изменение концептуальных подходов к правовому регулированию права частной собственности.

Профессор Ю.Г. Арзамасов представил доклад «Модели правового регулирования в сфере создания и деятельности искусственного интеллекта», где указал, что существуют два основных варианта правовой регуляции, указанных отношений.

Во-первых, это модель «мягкого» правового регулирования ("soft" law - анг.), представляющая набор норм, носящих рекомендательный характер, но имеющих определённый практический эффект.

Вторая группа моделей регулирования в сфере искусственного интеллекта (ИИ), является классической, поскольку ее содержание составляют нормы права, закрепленные в нормативных правовых актах государства.

Докладчик отметил, что Россия пошла по первому пути, поскольку 26 октября 2021 года принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта.

В ходе доклада был дан подробный анализ причин принятия данного Кодекса, среди которых автор указал наличие пробела в российском законодательстве в сфере создания, внедрения и использования технологий ИИ, а также необходимость проведения оценки потенциальных рисков применения ИИ, куда входят и социальные последствия для человека, общества и государства, поскольку на данный момент отсутствует методика оценки рисков системы ИИ.

Подводя итоги своего выступления, профессор Ю.Г. Арзамасов обозначил плюсы и минусы, выбранной в России модели правового регулирования в сфере ИИ. Говоря о плюсах, он отметил, что в разработку проекта Кодекса были включены не только государственные структуры, но и все заинтересованные субъекты, что фактически явилось определенным краудсорсингом, когда не только государство решало проблему правового регулирования в сфере СИИ, но и такие структуры гражданского общества, как общества с ограниченной ответственностью, банковский сектор и т. д.

Отмечая возможные риски такой регуляции, было указано, что документ дает большие полномочия в сфере формирования политики регулирования ИИ крупным корпорациям, которые могут «потеснить» государство в правовой регуляции ИИ. В этой связи, было указано на особую роль правового мониторинга в этой сфере.