• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Тел. 8 (495) 7729590, доб. 22735

Руководство
Руководитель департамента Расторопов Сергей Владимирович

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22723
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 447

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Заместитель руководителя департамента Яковлева Вера Михайловна

Телефон : доб. 23120
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 446

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Менеджер Евсеев Александр Дмитриевич

Телефон: доб. 22735
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 445

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Специалист по учебно-методической работе Басак Екатерина Сергеевна

Телефон: доб. 22736
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 432

Судебное право России: развитие методологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Судебное право России: развитие методологии» представляет студентам возможность комплексного, сравнительного и аксиологического изучения различных видов судопроизводства, существующих в российской правовой системе, а также в ряде отдельных случаев – связанных с ними институтов судоустройства и исполнительного производства, и выработке методологических навыков научной разработки (корректировки) соответствующих процессуальных форм или институтов. Изучение данного курса в рамках магистерской программы «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности» является логичным шагом в познании российского правосудия: если на ранее изученных курсах и научно-исследовательских семинарах студенты изучали проблемы теории и практики отдельных процессуальных форм, то в данном курсе студенты сравнивают данные процессуальные институты, но не сами по себе, а на конституционно-правовой основе, через призму конституционных юстициарных прав. В итоге курс нацелен на формирование у студентов представления о состязательном судопроизводства как модели естественного правосудия, а также о необходимых мерах по его достижению, состоящих в переосмыслении и (или) урегулировании иным образом институтов российского судоустройства и процессуально права. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об истории зарождения, становления и развития концепции судебного права в юридических науках России и зарубежных стран, а также предпосылки, условия и препятствия возрождения данной концепции в современной российской юриспруденции.
  • Формирование системного понимания закономерностей зарождения и развития судоустройства, а также порядков современного российского конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, исполнительного производства;
  • Формирование навыков сравнительного и конституционно-правового анализа порядков различных видов судопроизводства и исполнения судебных решений; умений выработки прогноза развития порядка судопроизводства и правил судоустройства в Российской Федерации в направлении унификации, конституциализации и кодификации судоустройства и всех видов судопроизводства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками сравнительного и конституционно-правового анализа норм и институтов судоустройства и процессуального права; навыками проведения научных исследований судебно-правовой проблематики; навыками аргументации принимаемых решений в сфере профессиональной практической деятельности, а также вырабатываемых решений научных (доктринальных) проблем;
  • Знает анализировать нормы права о судоустройстве, судопроизводстве и исполнительном производстве на основе конституционных норм и принципов о правосудии;
  • Знает зарубежный опыт формирования научных доктрин комплексного исследования судоустройства и процессуального права, а также разработки и принятия комплексных законодательных актов о правосудии (судебных кодексов зарубежных государств);
  • Знает историю зарождения, становления и развития концепции судебного права в юридических науках России и зарубежных стран, а также предпосылки, условия и препятствия возрождения данной концепции в современной российской юриспруденции;
  • Знает конституционные основы правосудия, определяющие содержание и назначение институтов судоустройства и процессуального права, механизм их выявления с учетом историко-правового опыта России и зарубежных государств, а также международноправового регулирования (гарантирования) стандартов справедливого судебного разбирательства, а также их содержание;
  • Умеет применять нормы процессуального права в нетипичных ситуациях (коллизии норм права, пробел права); выявлять общие и специфические черты порядков различных видов судопроизводства, уметь объяснять сходство, обоснованные и необоснованные различия между ними;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. ПРАВОСУДИЕ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Сущность и типология правосудия и процессуальных форм в историко-правовой ретроспективе
  • Сущность и виды судопроизводства в российской правовой системе
  • Раздел II. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМ Права человека в сфере правосудия как общая методология процесса (сущность и система конституционных юстициарных прав)
  • Начало процесса: судебная защита и доступ к правосудию
  • Основные принципы организации справедливого судебного разбирательства (субстантивные юстициарные права)
  • Правовые возможности участников процесса по отстаиванию своих позиций (активные юстициарные права)
  • Раздел III. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СУДЕБНОГО ПРАВА Концепция судебного права в России и за рубежом
  • Кодификация судебного права в России и за рубежом
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат (по темам 1-6)
  • неблокирующий Домашнее задание (презентация по темам 7/8)
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Домашнее задание (презентация по темам 7/8)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционная реформа в современном мире : монография / Т.Я. Хабриева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 308 с. — www.dx.doi.org/10.12737/21438. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019076
  • Судебная власть: возникновение, развитие, типология: Монография - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 128 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105733-9 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872674

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безобразов, В. П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть (статьи) / В. П. Безобразов. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 760 с. — ISBN 978-5-507-39579-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50333 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Михайлов А. М. - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ АНГЛИИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-08913-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnoe-pravovedenie-sudebnaya-vlast-v-pravovoy-sisteme-anglii-426693
  • Судебная практика в современной правовой системе России : монография / Т. Я. Хабриева, В. В. Лазарев, А. В. Габов и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, В. В. Лазарева. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения приравительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРАМ, 2017. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/850972

Авторы

  • Соколов Тимур Викторович
  • Морщакова Тамара Георгиевна