• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Тел. 8 (495) 7729590, доб. 22735

Руководство
Руководитель департамента Расторопов Сергей Владимирович

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22723
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 447

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Заместитель руководителя департамента Яковлева Вера Михайловна

Телефон : доб. 23120
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 446

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Менеджер Евсеев Александр Дмитриевич

Телефон: доб. 22735
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 445

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Специалист по учебно-методической работе Басак Екатерина Сергеевна

Телефон: доб. 22736
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 432

Книга
Оперативно-розыскная деятельность. Классический учебник: Десятое издание, переработанное и дополненное

Кузьмин Н. А., Тузов Л. Л., Богданов А. В. и др.

М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Юнити-Дана", 2024.

Глава в книге
Цифровая и информационная безопасность: основные направления международного сотрудничества

Зиновьева Е., Клевцов К. К., Плохов С.

В кн.: Цифровое право. Издательство "Юрлитинформ", 2024. С. 626-688.

Примирительные процедуры и технологии в российской правовой системе

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается:
3, 4 модуль

Преподаватели

Карнозова Людмила Михайловна

Карнозова Людмила Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

Примирительные процедуры в российской правовой системе обретают свое место как в сфере частного, так и публичного права. И хотя масштаб их применения пока невелик, тенденция реализации ценностей урегулирования (споров, конфликтов, взаимоотношений) и примирения сторон оказывается достаточно отчетливой. В современном праве накоплен большой массив примирительных практик. Настоящая учебная дисциплина посвящена посредничеству - таким его ключевым формам как медиация и программы восстановительного правосудия. Студенты ознакомятся с ключевыми особенностями медиативного метода и его спецификой, связанной с разнообразием сфер применения. Будут также рассмотрены школы медиации, различие которых базируется на разнообразии онтологических представлений о человеке и природе конфликтов. Особое место в курсе уделяется восстановительному правосудию. Начавшись как альтернативный подход в реагировании на преступления, сегодня восстановительное правосудие представляет собой базовую парадигму в работе не только по уголовным делам, но и по урегулированию ситуаций, связанных с другими правонарушениями, приведшими к причинению вреда пострадавшему, а также с правовыми спорами, конфликтными и сложными ситуациями в школах и семьях. Так что программы восстановительного правосудия являются еще и действенной формой предотвращения правовых споров и профилактики правонарушений. Одной из форм реализации концепции восстановительного правосудия является восстановительная медиация, но распространение получили и иные форматы процедур посредничества: Круги сообщества, Семейные групповые конференции – а также формируются разного рода комбинированные и новые восстановительные программы. Эта практика в течение двадцати лет реализуется и в России. Однако, как правило, вузовские программы по юридическим, педагогическим, управленческим и гуманитарным специализациям редко предлагают соответствующие учебные курсы, что тормозит распространение примирительных практик в нашей стране. Дисциплина включает комплекс тем как теоретического, так и практического характера: освоение практических навыков проведения классической и восстановительной медиации и базовых коммуникативных навыков, необходимых для проведения подобных процедур. Такое содержание дисциплины направлено также на определение актуальных направлений научных исследований и разработок в обсуждаемой области. Курс завершается учебной конференцией, к которой студенты готовят доклады либо проектные разработки. Промежуточный контроль включает оценку активности на занятиях, выполнения заданий, содержания эссе и докладов/проектов. Итоговая оценка выставляется в результате устного опроса с учетом результатов промежуточного контроля.