• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 445

e-mail: proclaw@hse.ru

Тел. 8 (495) 7729590, доб. 22735

Руководство
Руководитель департамента Расторопов Сергей Владимирович

Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 22723
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 447

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Заместитель руководителя департамента Яковлева Вера Михайловна

Телефон : доб. 23120
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 446

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Менеджер Евсеев Александр Дмитриевич

Телефон: доб. 22735
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 445

Департамент уголовного права, процесса и криминалистики: Специалист по учебно-методической работе Басак Екатерина Сергеевна

Телефон: доб. 22736
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 432

Глава в книге
Judgment and Verdict
В печати

Filatova M., Aleksandr Evseev.

In bk.: Elgar Encyclopedia of Crime and Criminal Justice. Vol. 1. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2024. P. 1-11.

Примирительные процедуры и технологии в российской правовой системе

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Карнозова Людмила Михайловна

Карнозова Людмила Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

Примирительные процедуры в российской правовой системе обретают свое место как в сфере частного, так и публичного права. И хотя масштаб их применения пока невелик, тенденция реализации ценностей урегулирования (споров, конфликтов, взаимоотношений) и примирения сторон оказывается достаточно отчетливой. В современном праве накоплен большой массив примирительных практик. Настоящая учебная дисциплина посвящена посредничеству - таким его ключевым формам как медиация и программы восстановительного правосудия. Студенты ознакомятся с ключевыми особенностями медиативного метода и его спецификой, связанной с разнообразием сфер применения. Будут также рассмотрены школы медиации, различие которых базируется на разнообразии онтологических представлений о человеке и природе конфликтов. Особое место в курсе уделяется восстановительному правосудию. Начавшись как альтернативный подход в реагировании на преступления, сегодня восстановительное правосудие представляет собой базовую парадигму в работе не только по уголовным делам, но и по урегулированию ситуаций, связанных с другими правонарушениями, приведшими к причинению вреда пострадавшему, а также с правовыми спорами, конфликтными и сложными ситуациями в школах и семьях. Так что программы восстановительного правосудия являются еще и действенной формой предотвращения правовых споров и профилактики правонарушений. Одной из форм реализации концепции восстановительного правосудия является восстановительная медиация, но распространение получили и иные форматы процедур посредничества: Круги сообщества, Семейные групповые конференции – а также формируются разного рода комбинированные и новые восстановительные программы. Эта практика в течение двадцати лет реализуется и в России. Однако, как правило, вузовские программы по юридическим, педагогическим, управленческим и гуманитарным специализациям редко предлагают соответствующие учебные курсы, что тормозит распространение примирительных практик в нашей стране. Дисциплина включает комплекс тем как теоретического, так и практического характера: освоение практических навыков проведения классической и восстановительной медиации и базовых коммуникативных навыков, необходимых для проведения подобных процедур. Такое содержание дисциплины направлено также на определение актуальных направлений научных исследований и разработок в обсуждаемой области. Курс завершается учебной конференцией, к которой студенты готовят доклады либо проектные разработки. Промежуточный контроль включает оценку активности на занятиях, выполнения заданий, содержания эссе и докладов/проектов. Итоговая оценка выставляется в результате устного опроса с учетом результатов промежуточного контроля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью изучения дисциплины является подготовка студентов к дальнейшей научной или практической деятельности на основе базовых академических положений и навыков критического анализа эмпирических данных и научных теорий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности
  • владеет методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера
  • владеет приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, международных институтов
  • знает актуальные ключевые проблемы применения альтернативных способов предотвращения, урегулирования и разрешения споров в частноправовых отношениях, затрудняющие оказание квалифицированной юридической помощи с использованием данных способов
  • знает методы осуществления правового мониторинга функционирования субъектов права в сфере обеспечения прав и урегулирования конфликтов во внесудебном порядке
  • знает национальное и международное законодательство в области примирительных процедур и технологий в российской правовой системе (Альтернативные способы предотвращения, урегулирования и разрешения споров в частноправовых отношениях);
  • умеет квалифицированно использовать полученные знания в процессе правоприменения для разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина, составления проектов документов, используемых для обеспечения прав и урегулированию конфликтов во внесудебном порядке, с применением современных информационных технологий
  • умеет оценивать различные теоретические подходы к правовому регулированию в сфере обеспечения прав и урегулирования конфликтов во внесудебном порядке, анализировать правоприменительную, правоохранительную и судебную практику в этой области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Конфликт и его предотвращение/минимизация/разрешение
  • Тема 2. Переговоры – посредничество – арбитраж как основные негосударственные процедуры урегулирования споров (АРС)
  • Тема 3 Независимая экспертиза как способ предотвращения, минимизации и внесудебного разрешения конфликта
  • Тема 4. Примирительные процедуры. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
    Требования к эссе Объем эссе – 2 тысячи слов. 1. При наборе текста необходимо использовать шрифт «Times New Roman», стиль – обычный, размер шрифта для основного текста статей – 14, для сносок – 11. 2. Текст печатается через 1,5 интервала. 3. В конце эссе должен приводиться список использованных источников. 4. Эссе в электронном варианте в формате doc направляется не позднее указанного преподавателем срока на адрес электронной почты преподавателя. Срок выполнения работы устанавливается преподавателем. Работы, поступившие позже установленного преподавателем срока, не проверяются. На семинарах планируется презентация эссе в форме мини-докладов (продолжительностью до 10 минут).
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Практикум (тренинг+эссе)
    практикум – тренинг (ролевая игра) по проведению восстановительной медиации между обвиняемым и потерпевшим. После проведения тренинга студенты в качестве домашнего задания пишут рефлексивное эссе
  • неблокирующий Учебная конференция (доклад)
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Эссе + 0.6 * Устный опрос (экзамен)
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Устный опрос (экзамен) + 0.3 * Практикум (тренинг+эссе) + 0.3 * Учебная конференция (доклад)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Скворцов, О. Ю.  Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации : учебник для вузов / О. Ю. Скворцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03280-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453702 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зайцев, А. И.  Комментарий к модельному закону «О третейских судах и третейском разбирательстве» / А. И. Зайцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 148 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-08384-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454707 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Николюкин, С. В., Международный гражданский процесс и международный коммерческий арбитраж : учебник / С. В. Николюкин. — Москва : Юстиция, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-4365-5567-6. — URL: https://book.ru/book/936985 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Право: прогнозы и риски : монография / Ю.А. Тихомиров. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019. — 240 с. — www.dx.doi.org/10.12737/11255. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010652

Авторы

  • Ермакова Елена Владимировна
  • Карнозова Людмила Михайловна
  • Бардин Лев Николаевич