• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040
e-mail: publiclaw@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Виноградов Вадим Александрович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005

Заместитель руководителя Александрова Елена Валерьевна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
E-mail: e.aleksandrova@hse.ru

Заместитель руководителя Дзгоева Фатима Олеговна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 328
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23033
E-mail: fsuleymanova@hse.ru

Менеджер Тактарова Альфия Рифатовна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: ataktarova@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Толкачев Иван Владимирович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23759
E-mail: itolkachev@hse.ru

Статья
Reevaluating constitutional liability: Russian and international perspectives

Vinogradov V.

Revista de Investigacoes Constitucionais. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 37-72.

Статья
Правовое регулирование технологий «умного города» в контексте решения вопросов местного значения на городских территориях

Ларичев А. А., Кожевников О. А., Корсун К. И.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 3. С. 56-77.

Статья
Электронные технологии голосования на выборах: опыт применения в России и за рубежом

Гаджиева А. О.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 3. С. 649-669.

Статья
Правовые особенности использования технологий искусственного интеллекта в формировании данных реальной клинической практики

Маличенко В. С., Гаджиева А. О., Платонова Н. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 4. С. 657-670.

Статья
Клиническая апробация сегодня: анализ текущих проблем и пути их решения

Гаджиева А. О., Омельяновский В. В., Лукьянцева Д. В. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 60-69.

Книга
Актуальная практика применения законодательства в сфере закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ): сборник

Белик И. А., Беляев С. Г., Березгов А. С. и др.

М.: Издательство Проспект, 2023.

Статья
Свойства конституционного принципа добросовестности субъектов правоотношений

Мосин С. А.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27-45.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Предприниматели и органы власти: политика отношений и ее правовое оформление

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина преподается студентам 1 курса подготовки магистра по программе «Публичное право». Студентам предлагается с точки зрения публично-правового подхода изучить формы взаимоотношений бизнеса и власти, такие как государственно-частное партнерство, передача государственных полномочий организациям, саморегулирования социальная ответственность бизнеса, лоббизм и др. Освоение данной дисциплины строится в контексте текущей законодательной и правоприменительной практики, изучения правовых позиций правоприменителей, аналитики. При этом студенты нацеливаются на самостоятельный и критический анализ правовой, политической и экономической действительности, понимание и разрешение существующих в указанной сфере коллизий, что должно формировать надлежащее правосознание слушателей и их адекватное включение в законотворческую, судебную, правозащитную и научную деятельность. Дисциплина предусматривает проведение дискуссий, обсуждение научных докладов, подготовленных студентами, анализ рассматриваемых законопроектов и дел, разрешаемых судами, подготовку правовых заключений, составление локальных актов организаций, решения практических задач, моделирование правового обеспечения различных экономико-правовых проектов, написания тестов и другие формы аудиторной и внеаудиторной работы. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний и привитие профессиональных навыков в области правового регулирования социально-экономических и политических форм предпринимательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правовые формы взаимоотношений представителей бизнеса и власти, порядок их (форм) реализации и проблемы, с ней связанные, правовые и политические основы соответствующих общественных отношений
  • Умеет оценивать нормативные правовые акты и практику взаимоотношений предпринимателей и органов власти, анализировать опыт контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью, комментировать и применять нормативные и неформальные нормы представительства частных интересов в деятельности публичных органов власти, понимать соотношение формальных и неформальных механизмов разрешения конфликтов.
  • Имеет представление о механизмах участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности, об отражении правового и реального взаимодействия бизнеса и государства на качестве функционирования системы государственной и муниципальной власти, реализации государственной политики, жизнедеятельности общества
  • Обладает навыками публичной дискуссии, презентации, подготовки правовых заключений, формирования правовых позиций по вопросам взаимодействия бизнеса и власти в России и зарубежных странах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предприниматели и органы власти как субъекты регулируемых правом общественных отношений
    После изучения главы студент: • узнает: - что предпринимательское сообщество занимает особое место в обществе и государстве в связи со своими качествами и функциями; - что организационно-правовых форм юридического лица недостаточно для того, чтобы понять состав субъектов со стороны бизнеса, вступающих в отношения с властью; - что со стороны власти в отношениях с предпринимателями вступают не только органы, но и уполномоченные институты; • сумеет: - разделять понятия «бизнес», «власть», «предприниматели», «субъекты экономической деятельности», «бизнес-структура» и др. и понимать их правовое значение; - выделять правовые подходы и принципы, на основе которых определяется субъектный состав отношений предпринимателей и власти; - классифицировать экономико-правовые механизмы, посредством которых органы власти регулируют отношения с предпринимателями и формируют их политику (общий климат); - понять взаимосвязь между экономической и политической конкуренциями и важность и определенного сочетания для повышения качества развития отношений бизнеса и власти; - занять собственную позицию в споре о перспективах установления статуса юридического лица публичного права в России; • овладеет: - оценкой ряда правовых явлений на предмет установления примата той или иной сферы регулирования: публично-правовой или частноправовой; - правовой основой, позволяющей органам власти в определенной форме вступать в отношения с бизнесом; - знаниями о многогранности правовой базы, определяющей статусы субъектов отношений бизнеса и власти; - навыками подготовки различного рода соглашений между органами власти и предпринимателями и их организациями. Вопросы: 1. Правовое и институциональные формы участия бизнеса в общественной жизни страны: организационно-правовые формы коммерческих организаций, их союзов, ассоциаций и др. Предназначение этих форм – извлечение прибыли, консолидация частных интересов, борьба с конкурентами, регулирование и т.д. 2. Правовые и институциональные формы участия государства в общественной жизни страны: органы государственной власти, государственные органы, должностные лица, государственные и муниципальные гражданские служащие и др.: регулирование, контроль, участие в хозяйственной деятельности и т.д. 3. Позиционирование бизнес-сообщества в современной общественно-политической системе: от участников рынка к общественному участию в управлении делами государства. 4. Органы публичной власти как регуляторы политических, социальных и экономических общественных отношений и как «менеджеры» общественных процессов. 5. Государственные предприятия и учреждения как «конкуренты» и «партнеры» представителям бизнес-сообщества. 6. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в экономической и социальной сферах. 7. Создание благоприятного политического, экономического и социального климата для деятельности бизнес-структур. 8. Установление правил, нормативов, стандартов предпринимательской деятельности. 9. Регистрация, сертификация, лицензирование, выдача разрешений, и иные регуляционные и контрольные полномочия органов публичной власти. 10. Оказание публичных услуг, информационное и организационно-методическое взаимодействие государства и бизнеса. 11. Управление подведомственными предприятиями и учреждениями, регулирование их деятельностью и контроль над ними. Функции представителей государства в коммерческих организациях. Государственные корпорации и государственная компания.
  • Политико-правовые традиции отношений предпринимателей и власти в России
    После изучения темы студент: • узнает: - что политико-правовые традиции отношений предпринимателей и власти могут привносить как позитив, так и негатив в правовое регулирование и характеризуются устойчивостью; - что коррупционные проявления в отношениях бизнеса и власти давно укоренились в российской истории; - что политико-правовые традиции существенно влияют на содержание действующего законодательства и правоприменительной практики; • сумеет: - находить и анализировать исторические правовые источники, которыми определялась экономическая политика государства и его отношение к предпринимателям; - выделить политико-правовые традиции, сформировавшиеся в период царского самодержавия; - выделить политико-правовые традиции, сформировавшиеся в период советской власти; - проследить истоки неформальных отношений предпринимателей и органов власти; - занять собственную позицию об основных направлениях дальнейшего развития политико-правовых традиций отношений бизнеса и власти в России; • овладеет: - техникой анализа действующего законодательства на предмет его содержательного наполнения с учетом политико-правовых традиций; - знаниями об опыте ряда зарубежных государств, в которых действующее законодательство строится с учетом политико-правовых традиций; - методами исторического детерминизма применительно к анализу правового регулирования. Вопросы: 1. Формирование политико-правовых традиций в ходе истории развития законодательства и практики его реализации 2. Правовые основы отношений предпринимателей и власти в период самодержавия 3. Правовые основы отношений предпринимателей и власти в советское время 4. Влияние политико-правовых традиций на современное законодательство и практику его реализации
  • Государственно-частное партнерство
    В ходе изучения темы студент должен: • узнать: - что частно-государственное партнерство характеризуется общесистемными и правовыми признаками, его можно определять в широком и узком смысле слова; - что партнерство предпринимателей и власти в России имеет определенные политико-правовые традиции и раскрывается в конституционном праве через идеи социального партнерства, принцип доверия и др.; - что правовые формы частно-государственного партнерства выходят за пределы гражданско-правовых конструкций и наполняются публично-правовых содержанием; • суметь: - анализировать законопроекты о частно-государственном партнерстве в России, называть их плюсы и минусы; - выделить некоторые типы частно-государственном партнерства с учетом того, что в настоящее время отмечается разнообразие правовых форм таких партнерство в зависимости от условий конкретного проекта; - доказать, что инвестиционные соглашения – одна из основных форм развития частно-государственного партнерства в России; - охарактеризовать правовое регулирование о частно-государственном партнерстве в субъектах РФ и муниципальных образованиях; - занять собственную позицию об основных направлениях и форматах правового регулирования частно-государственного партнерства в России; • овладеть: - основным объемом отраслевого и межотраслевого законодательства, регулирующего частно-государственное партнерство в России - опытом ряда зарубежных государств, в которых регулирование частно-государственного партнерства имеет особенности; - знаниями о финансовых источниках поддержки частно-государственного партнерства; - навыками моделирования юридического механизма частно-государственного партнерства в зависимости от заданных условий: определения субъектов, объекта инвестиций, установления имущественных и иных прав на него и др. Вопросы: 1. Частно-государственное партнерство (ЧГП) или государственно-частное партнерство (ГЧП): есть ли содержательная разница в терминах? Признаки, понятия, подходы к существу явления. Как соединяются частные и публичные ресурсы для оперативного решения общественно-полезных задач. Экономические и социальные сферы, пригодные для ЧГП. 2. Правовые основы привлечения капитала в ЧГП: концессия, подряд, лизинг, инвестиционные соглашения и др. юридические механизмы. Роль банковского сектора в деятельности ЧГП. 3. Ответственность в ЧГП. 4. Распределение полномочий и вещных прав в ЧГП между государством и бизнесом. 5. Виды ЧГП: в зависимости от сфер деятельности, от организационно-правовых форм, от сохранения хозяйственных прав государства на ресурсы и создаваемые объекты и т.д.
  • Передача государственных полномочий организациям
    В ходе изучения темы студент должен: • узнать: - что передача государственных полномочий организациям – тренд современных реформ государственного управления во многих странах; - что российское законодательство не в полной мере обеспечивает процесс передачи организациям государственных полномочий; - что процедура передачи государственных полномочий должны строиться на основе публично-правовое регулирования; • суметь: - различать необходимые для правового регулирования этой сферы понятия: «полномочие», «функция», «отдельный государственный процесс», «публичный аутсорсинг», «передача полномочия» и др.; - выделить основные типы правового регулирования передачи организациям государственных полномочий; - доказать, что передача организациям в управление государственного имущества часто встречается в сфере культуры и имеет свои особенности; - охарактеризовать российское законодательство, в котором установлены случаи передач организациям государственных полномочий; - занять собственную позицию об основных направлениях развития законодательства о передаче организациям государственных полномочий и имущества в России; • овладеть: - требованиями к организациям, которые способны реализовывать переданные государственные полномочия и управлять имуществом; - опытом ряда зарубежных государств, в которых регулируется процесс передачи организациям государственных полномочий; - пониманием основных проблем, возникающих в процессе реализации организацией переданных государственных полномочий; - навыками моделирования правового механизма передачи организации государственных полномочий в ряде конкретных случаев. Вопросы: 1. Социально-политические основы «приватизации государства». Публичный аутсорсинг – делегирование (наделение, передача) обслуживающих функций, полномочий или отдельных процессов, не связанных с собственно властными рычагами управления. Основные методики оценки эффективности от «приватизации» государства бизнес-структурами и НКО. 2. Правовой механизм передачи организациям государственных полномочий и имущества. Правовые механизмы вовлечения бизнес-структур в общественно-полезную деятельность: наделение полномочиями и сохранение контроля органов публичной власти 3. Реализация организациями переданных государственных полномочий и управление переданным им имуществом. Партнерство государства, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора в сфере решения общественно-полезных задач. 4. Ответственность организаций и органов власти за нарушения порядка передачи и реализации переданных государственных полномочий и имущества. Социальный заказ, грант, аккредитация бизнес-структур как формы общественного участия в управлении делами государства.
  • Социальная ответственность бизнеса
    В ходе изучения темы студент должен: • узнать: - что социальная ответственность бизнеса не может сводиться к соблюдению организациями нормативных правовых актов; - что социальные отчеты организаций имеют определенный формат; - что идея корпоративного гражданства рассматривается в мире в качестве философского основания социальной ответственности бизнеса; • суметь: - анализировать практику социальной ответственности бизнеса в России в сравнении с зарубежными странами; - выделить правовые основания социальной ответственности бизнеса, исходящие из институтов и категорий конституционного, гражданского, трудового и экологического права; - доказать, что социальная ответственность бизнеса не может обосновываться идеей изъятия имущества у «богатых» и передачи его «бедным»; - выделить формальные требования к социальным отчетам организаций и возможности контроля за ними общества и государства; - занять собственную позицию об основных направлениях и форматах правового регулирования социальной ответственности бизнеса в России; • овладеть: - основными международными стандартами в области социальной ответственности бизнеса, на которые должны ориентироваться российские организации; - разницей между такими направлениями ответственности бизнеса как собственно социальная и корпоративная; - знаниями о мерах и перспективах стимулирования социальной ответственности бизнеса; - навыками подготовки социального отчета организации. Вопросы: 1. Понятие «корпоративного гражданства» как формы социализации бизнес-сообщества. 2. Понимание бизнес-сообществом корпоративной обязанности содействовать увеличению общественного богатства и прогресса. 3. Принцип открытого ведения бизнеса: партнерство с потребителями, взаимодействие с контрагентами, поддержание диалога с государством и др. 4. Институциональные формы эффективного использования ресурсов, предупреждение рисков, в том числе вредного воздействия на окружающую природную среду. 5. Социальные отчеты и правовые вопросы, возникающие с их подготовкой и размещением Государственное стимулирование социальной ответственности бизнеса 6. Прямое финансирование социальных, экономических и иных проектов. Спонсорство. Благотворительность.
  • Саморегулирование как социальный механизм. Правовая природа актов саморегулирования
    После изучения темы студент: • узнает: - что саморегулирование осуществляется не только в сфере предпринимательства, но и в системе власти: в рамках партийного строительства, деятельности судейского сообщества и др.; - что акты саморегулирования принимаются в ходе нормотворческого процесса, имеющего сходства с правотворческим процессом и отличия от него; - что саморегулирование в России рассматривается в качестве важнейшей составной части экономической демократии, которая способна благоприятно повлиять на политическую конкуренцию; • сумеет: - анализировать законодательство о саморегулировании на предмет установления требований к процессу принятия актов саморегулирования; - критически оценивать практику нормотворчества в саморегулируемых организациях; - доказать, что саморегулированию как процессу и актам саморегулирования как его результатам должны быть присущи формально-определенные требования; - выделить основания, при наличии которых можно будет утверждать, что саморегулирование в сфере предпринимательства способно ограничивать конституционную свободу предпринимательства; - занять собственную позицию об основных направлениях развития саморегулирования в России как механизма социального нормирования; • овладеет: - аргументами, доказывающими существование субъективного права на саморегулирование; - знаниями о параметрах сравнения актов саморегулирования с локальными, внутриорганизационными и корпоративными актами; - навыками подготовки некоторых актов саморегулирования в сфере предпринимательства. Вопросы: 1. Саморегулирование в системе власти и в сфере экономики и предпринимательства. Идея экономической демократии. 2. Преимущества и опасности саморегулирования в сравнении с правовым регулированием. 3. Саморегулируемые организации: статус и перспективы. 4. Объединения предпринимателей – союзы, ассоциации, палаты и т.д. ТПП РФ, РСПП, Деловая Россия, Опора России, отраслевые союзы и ассоциации, региональные союзы и ассоциации. Их многопрофильный характер в решении вопросов предпринимательства и способность консолидировать частные интересы. 5. Признаки саморегулирования как нормотворческого процесса, его особенности в саморегулируемых организациях. 6. Свойства актов саморегулирования.
  • Экспертная деятельность предпринимателей
    В ходе изучения темы студент должен: • узнать: - что предприниматели могут оценивать проекты нормативных правовых актов, деятельность органов публичной власти, а также проекты иных публичных решений; - что предприниматели участвуют в различных видах экспертиз, установленных российским законодательством; - что экспертные оценки могут даваться в различном правовом формате: предпринимательскими союзами, предпринимателями в совещательных и консультативных советах при органах власти и др.; - роль юридического подхода в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов не сводится только к оценке юридической техники, хотя и доктринально ограничивается; • суметь: - анализировать нормативные правовые акты о независимой экспертизе в России, называть их плюсы и минусы; - выделить регулируемые российским законодательством виды экспертиз, в проведении которых участвуют предприниматели; - доказать, что организация и деятельность экспертных советов при органах публичной власти в России недоурегулирована; - охарактеризовать полномочия органов по вовлечению предпринимателей в экспертную деятельность; - занять собственную позицию о перспективах правового регулирования экспертной деятельности предпринимателей в России; • овладеть: - установленной законодательством методикой антикоррупционной экспертизы в России; - установленной законодательством методикой оценки регулирующего воздействия в России; - опытом ряда зарубежных государств, привлекающих предпринимателей к экспертной деятельности в сфере государственного регулирования экономики; - навыками организации и проведения публичных консультаций департаментом оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ. Вопросы: 1. Право на обращение в органы публичной власти: нормы и практика. 2. Экспертная деятельность бизнес-сообщества: правовые основания и условия привлечения предпринимателей к экспертизе, порядок учета их мнения. 3. Участие представителей бизнеса в консультационных советах (комиссиях) при органах исполнительной власти, внутриведомственных или межведомственных властных структурах: статус и эффективность влияния на принятие публично-властных решений. 4. Понятие и объекты экспертной деятельности предпринимателей. Виды экспертиз и методики их проведения. 5. Полномочия органов власти по привлечению предпринимателей к экспертизе публично-властных решений 6. Правовое регулирование экспертиз, проводимых в сфере оценки государственного воздействия на экономику и предпринимательство.
  • Лоббизм
    Вопросы: 1. Понятия: «лоббистская деятельность», «лоббизм», «представительство интересов», «проталкивание интересов», «продвижение интересов». 2. Назначение и цели лоббистской деятельности: доведение представляемого интереса до сведения органа публичной власти, отражение интереса в индивидуальном акте этого органа, принятие законопроекта и т.д. Технологии лоббирования. 3. Субъекты лоббистской деятельности: профессиональные лоббисты, коммерческие организации, некоммерческие союзы (ассоциации), граждане и их объединения, члены научно-экспертных советов при органах власти, общественные палаты и др. 4. Сферы лоббистской деятельности в системе государственной власти: лоббизм в исполнительных органах власти, лоббизм в законодательных (представительных) органах власти, лоббизм в иных органах и организациях, осуществляющих государственные функции; лоббизм в сфере принятия государственных решений (актов), лоббизм в сфере оказания публичных услуг и т.д. 5. Объекты (предметы) лоббистской деятельности: проекты нормативных правовых актов, предложения о принятии нормативных правовых актов, проекты индивидуальных актов и т.д. 6. Правовые формы лоббистской деятельности: право на обращение, участие через эксперта в заседаниях органа публичной власти, членство в совещательных и координационных структурах при органах публичной власти и т.д. 7. Проекты федеральных законов о правовых основах лоббистской деятельности. 8. Правовая модель лоббистской деятельности в США, Канаде, Польше, Литве. 9. Правовая модель продвижения частных интересов в Великобритании. 10. Правовая модель продвижения частных интересов в Германии. 11. Французская правовая модель продвижения частных интересов. 12. Правовые механизмы лоббирования интересов в органах Европейского Союза. 12. Правовые и «теневые» формы лоббистской деятельности: доля влияния права и неформальных институтов на опосредование отношений лоббизма. 13. «Теневые» формы лоббистской деятельности в России: встречи представителей бизнеса и органов публичной власти, открытые письма бизнес-структур через СМИ в адрес уполномоченных лиц, «откаты» и др. 14. Роль кодексов этики поведения должностных лиц в развитие цивилизованной лоббистской деятельности. 15. Основные принципы поведения должностного лица, соответствующего профессиональной этике, при осуществлении лоббистской деятельности. 16. Правовые и социальные характеристики коррупции. Ее проявления в сфере лоббирования интересов. «Черный» лоббизм: возможные правовые ограничения. Кодексы корпоративной этики лоббистов. Формы проявления коррупции при осуществлении лоббистской деятельности: преступления, проступки, иные действия (бездействие). 17. Юридическая ответственность, предупредительные меры и совершенствование законодательства как правовые средства борьбы с коррупцией в сфере лоббизма. Правовые нормы о соблюдении кадрового баланса во взаимоотношениях бизнеса и власти: правила о недопустимости совмещения должностными лицами профессиональных занятий.
  • Субъекты взаимоотношений бизнеса и власти. Новые формы разрешения конфликтов и споров
    В ходе изучения темы студент должен: • узнать: - что организационно-правовых форм юридического лица недостаточно для того, чтобы понять состав субъектов со стороны бизнеса, вступающих в отношения с властью; - что со стороны власти в отношениях с предпринимателями вступают не только органы, но и уполномоченные организации; - что в законодательстве предусматриваются относящиеся к различным отраслям права способы и процедуры разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти; - что в настоящее развитие получают внесудебные процедуры разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти (медиативные процедуры); - что в России государство стремится правовыми средствами ограничить давление на бизнес путем либерализации уголовного и административного законодательства; • суметь: - разделять понятия «бизнес», «власть», «предприниматели», «субъекты экономической деятельности», «бизнес-структура» и др. и понимать их правовое значение; - выделять правовые подходы и принципы, на основе которых определяется субъектный состав отношений предпринимателей и власти; - классифицировать экономико-правовые механизмы, посредством которых органы власти регулируют отношения с предпринимателями и формируют их политику (общий климат); - анализировать конкретные способы и процедуры разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти, называть их плюсы и минусы; - выделить внесудебные процедуры разрешения споров и конфликтов и соотнести их с досудебными и судебными процедурами; - доказать, что встречи предпринимателей и представителей органов власти в целях урегулирования споров и конфликтов не всегда лишены правовой основы; - охарактеризовать причины, которые привели к учреждению в России должности Уполномоченного по правам бизнеса; - занять собственную позицию об основных направлениях и форматах развития правового механизма разрешения споров и конфликтов в России; • овладеть: - оценкой ряда правовых явлений на предмет установления примата той или иной сферы регулирования: публично-правовой или частноправовой; - правовой основой, позволяющей органам власти в определенной форме вступать в отношения с бизнесом; - знаниями о порядке возмещения государством вреда, причинённого предпринимателям незаконными действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц - опытом ряда зарубежных государств в части особенностей правового механизма разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти; - навыками организации медиативных и иных внесудебных процедур, используемых для разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти. Вопросы: 1. Правовой механизм разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти и его содержательная трансформация 2. Либерализация законодательства об ответственности предпринимателей 3. Внесудебные процедуры разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти 4. Возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключаться в порядке ответов конкретного студента. Порядок ответов определяется внутри группы самостоятельно. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Взаимодействие бизнеса и власти в межгосударственных институтах глобального управления, Шохин, А. Н., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Публичная собственность: опыт конституционно-правового осмысления: Монография / Бородач М.В. - М.:Юр.Норма, 2019. - 576 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-608-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1011097