• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590,
доб. 23040
e-mail: publiclaw@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Виноградов Вадим Александрович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 219a
тел. +7 (495) 772-95-90 доб. 23005

Заместитель руководителя Александрова Елена Валерьевна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
E-mail: e.aleksandrova@hse.ru

Заместитель руководителя Дзгоева Фатима Олеговна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 328
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23033
E-mail: fsuleymanova@hse.ru

Менеджер Тактарова Альфия Рифатовна

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23040
E-mail: ataktarova@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Толкачев Иван Владимирович

Большой Трехсвятительский переулок, д. 3, каб. 326
тел. +7 (495) 7729590, доб. 23759
E-mail: itolkachev@hse.ru

Статья
Reevaluating constitutional liability: Russian and international perspectives

Vinogradov V.

Revista de Investigacoes Constitucionais. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 37-72.

Статья
Правовое регулирование технологий «умного города» в контексте решения вопросов местного значения на городских территориях

Ларичев А. А., Кожевников О. А., Корсун К. И.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 3. С. 56-77.

Статья
Электронные технологии голосования на выборах: опыт применения в России и за рубежом

Гаджиева А. О.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2023. Т. 27. № 3. С. 649-669.

Статья
Правовые особенности использования технологий искусственного интеллекта в формировании данных реальной клинической практики

Маличенко В. С., Гаджиева А. О., Платонова Н. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 4. С. 657-670.

Статья
Клиническая апробация сегодня: анализ текущих проблем и пути их решения

Гаджиева А. О., Омельяновский В. В., Лукьянцева Д. В. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 60-69.

Книга
Актуальная практика применения законодательства в сфере закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ): сборник

Белик И. А., Беляев С. Г., Березгов А. С. и др.

М.: Издательство Проспект, 2023.

Статья
Свойства конституционного принципа добросовестности субъектов правоотношений

Мосин С. А.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27-45.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Статья
Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации

Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ларичев А. А.

Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49-62.

Власть, бизнес, НКО: государство и некоммерческие организации; GR и политика государства по выстраиванию отношений с предпринима

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

GR стал обязательным условием развития бизнеса и некоммерческих организаций. Без стратегического взаимопонимания с государством невозможны ни крупные проекты, ни долгосрочные инвестиции, ни ответственные социальные проекты. Роль менеджеров, отвечающих за взаимодействие с государством, растет, как и требования к их профессионализму. Будущее большинства рынков связано с действиями государства. Протекционизм, импортозамещение, продвижение экспорта, технологические амбиции, геополитические коррективы, развитие социальных инициатив государства, — все это стремительно меняет конъюнктуру и требует высокоточной подстройки бизнеса и третьего сектора. В сложных условиях доверие государства становится ценнейшим капиталом коммерческих компаний и НКО. Востребованность GR-специалистов возрастает с каждым годом. Изучение особенностей контроля деятельности и взаимоотношений предпринимателей и государства, обеспечивает приобретение знаний и навыков, необходимых для проведения исследовательской работы, в том числе подготовки выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), а также участия в исследовательских проектах в ходе обучения на магистерской программе и после ее окончания. Предлагаемое направление обучения позволяет не только детально ознакомиться с теоретическими аспектами взаимодействия НКО с государством и его структурами, но и освоить и усовершенствовать навыки по представлению и продвижению интересов в органах государственной власти федерального и регионального уровней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "Власть, бизнес, НКО: государство и некоммерческие организации; GR и политика государства по выстраиванию отношений с предпринимателями (правовые проблемы)" является формирование у студентов знаний и привитие профессиональных навыков в области правового регулирования социально-экономических и политических форм предпринимательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правовые формы взаимоотношений представителей бизнеса и власти, порядок их (форм) реализации и проблемы, с ней связанные, правовые и политические основы соответствующих общественных отношений;
  • Умеет оценивать нормативные правовые акты и практику взаимоотношений предпринимателей и органов власти, анализировать опыт контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью, комментировать и применять нормативные и неформальные нормы представительства частных интересов в деятельности публичных органов власти, понимать соотношение формальных и неформальных механизмов разрешения конфликтов;
  • Имеет представление о механизмах участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности, об отражении правового и реального взаимодействия бизнеса и государства на качестве функционирования системы государственной и муниципальной власти, реализации государственной политики, жизнедеятельности общества;
  • Обладает навыками публичной дискуссии, презентации, подготовки правовых заключений, формирования правовых позиций по вопросам взаимодействия бизнеса и власти в России и зарубежных странах;
  • Уметь анализировать опыт контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью, комментировать и применять нормативные и неформальные нормы представительства частных интересов в деятельности публичных органов власти;
  • Иметь представление о механизмах участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности, об отражении правового и реального взаимодействия бизнеса и государства на качестве функционирования системы государственной и муниципальной власти, реализации государственной политики, жизнедеятельности общества;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предприниматели и органы власти как субъекты регулируемых правом общественных отношений.
    1. Правовое и институциональные формы участия бизнеса в общественной жизни страны: организационно-правовые формы коммерческих организаций, их союзов, ассоциаций и др. Предназначение этих форм – извлечение прибыли, консолидация частных интересов, борьба с конкурентами, регулирование и т.д. 2. Правовые и институциональные формы участия государства в общественной жизни страны: органы государственной власти, государственные органы, должностные лица, государственные и муниципальные гражданские служащие и др.: регулирование, контроль, участие в хозяйственной деятельности и т.д. 3. Позиционирование бизнес-сообщества в современной общественно-политической системе: от участников рынка к общественному участию в управлении делами государства. 4. Органы публичной власти как регуляторы политических, социальных и экономических общественных отношений и как «менеджеры» общественных процессов. 5. Государственные предприятия и учреждения как «конкуренты» и «партнеры» представителям бизнес-сообщества. 6. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в экономической и социальной сферах. 7. Создание благоприятного политического, экономического и социального климата для деятельности бизнес-структур. 8. Установление правил, нормативов, стандартов предпринимательской деятельности. 9. Регистрация, сертификация, лицензирование, выдача разрешений, и иные регуляционные и контрольные полномочия органов публичной власти. 10. Оказание публичных услуг, информационное и организационно-методическое взаимодействие государства и бизнеса. 11. Управление подведомственными предприятиями и учреждениями, регулирование их деятельностью и контроль над ними. Функции представителей государства в коммерческих организациях. Государственные корпорации и государственная компания.
  • Политико-правовые традиции отношений предпринимателей и власти в России
    1. Формирование политико-правовых традиций в ходе истории развития законодательства и практики его реализации 2. Правовые основы отношений предпринимателей и власти в период самодержавия 3. Правовые основы отношений предпринимателей и власти в советское время 4. Влияние политико-правовых традиций на современное законодательство и практику его реализации
  • Государственно-частное партнерство.
    1. Частно-государственное партнерство (ЧГП) или государственно-частное партнерство (ГЧП): есть ли содержательная разница в терминах? Признаки, понятия, подходы к существу явления. Как соединяются частные и публичные ресурсы для оперативного решения общественно-полезных задач. Экономические и социальные сферы, пригодные для ЧГП. 2. Правовые основы привлечения капитала в ЧГП: концессия, подряд, лизинг, инвестиционные соглашения и др. юридические механизмы. Роль банковского сектора в деятельности ЧГП. 3. Ответственность в ЧГП. 4. Распределение полномочий и вещных прав в ЧГП между государством и бизнесом. 5. Виды ЧГП: в зависимости от сфер деятельности, от организационно-правовых форм, от сохранения хозяйственных прав государства на ресурсы и создаваемые объекты и т.д.
  • Передача государственных полномочий организациям.
    1. Социально-политические основы «приватизации государства». Публичный аутсорсинг – делегирование (наделение, передача) обслуживающих функций, полномочий или отдельных процессов, не связанных с собственно властными рычагами управления. Основные методики оценки эффективности от «приватизации» государства бизнес-структурами и НКО. 2. Правовой механизм передачи организациям государственных полномочий и имущества. Правовые механизмы вовлечения бизнес-структур в общественно-полезную деятельность: наделение полномочиями и сохранение контроля органов публичной власти 3. Реализация организациями переданных государственных полномочий и управление переданным им имуществом. Партнерство государства, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора в сфере решения общественно-полезных задач. 4. Ответственность организаций и органов власти за нарушения порядка передачи и реализации переданных государственных полномочий и имущества. Социальный заказ, грант, аккредитация бизнес-структур как формы общественного участия в управлении делами государства.
  • Саморегулирование как социальный механизм. Правовая природа актов саморегулирования.
    1. Саморегулирование в системе власти и в сфере экономики и предпринимательства. Идея экономической демократии. 2. Преимущества и опасности саморегулирования в сравнении с правовым регулированием. 3. Саморегулируемые организации: статус и перспективы. 4. Объединения предпринимателей – союзы, ассоциации, палаты и т.д. ТПП РФ, РСПП, Деловая Россия, Опора России, отраслевые союзы и ассоциации, региональные союзы и ассоциации. Их многопрофильный характер в решении вопросов предпринимательства и способность консолидировать частные интересы. 5. Признаки саморегулирования как нормотворческого процесса, его особенности в саморегулируемых организациях. 6. Свойства актов саморегулирования.
  • Социальная ответственность бизнеса.
    1.Понятие «корпоративного гражданства» как формы социализации бизнес-сообщества. 2.Понимание бизнес-сообществом корпоративной обязанности содействовать увеличению общественного богатства и прогресса. 3.Принцип открытого ведения бизнеса: партнерство с потребителями, взаимодействие с контрагентами, поддержание диалога с государством и др. 4.Институциональные формы эффективного использования ресурсов, предупреждение рисков, в том числе вредного воздействия на окружающую природную среду. 5.Социальные отчеты и правовые вопросы, возникающие с их подготовкой и размещением Государственное стимулирование социальной ответственности бизнеса 6.Прямое финансирование социальных, экономических и иных проектов. Спонсорство. Благотворительность.
  • Экспертная деятельность предпринимателей.
    1.Право на обращение в органы публичной власти: нормы и практика. 2.Экспертная деятельность бизнес-сообщества: правовые основания и условия привлечения предпринимателей к экспертизе, порядок учета их мнения. 3.Участие представителей бизнеса в консультационных советах (комиссиях) при органах исполнительной власти, внутриведомственных или межведомственных властных структурах: статус и эффективность влияния на принятие публично-властных решений. 4.Понятие и объекты экспертной деятельности предпринимателей. Виды экспертиз и методики их проведения. 5.Полномочия органов власти по привлечению предпринимателей к экспертизе публично-властных решений 6.Правовое регулирование экспертиз, проводимых в сфере оценки государственного воздействия на экономику и предпринимательство.
  • Лоббизм.
    1. Понятия: «лоббистская деятельность», «лоббизм», «представительство интересов», «проталкивание интересов», «продвижение интересов». 2. Назначение и цели лоббистской деятельности: доведение представляемого интереса до сведения органа публичной власти, отражение интереса в индивидуальном акте этого органа, принятие законопроекта и т.д. Технологии лоббирования. 3. Субъекты лоббистской деятельности: профессиональные лоббисты, коммерческие организации, некоммерческие союзы (ассоциации), граждане и их объединения, члены научно-экспертных советов при органах власти, общественные палаты и др. 4. Сферы лоббистской деятельности в системе государственной власти: лоббизм в исполнительных органах власти, лоббизм в законодательных (представительных) органах власти, лоббизм в иных органах и организациях, осуществляющих государственные функции; лоббизм в сфере принятия государственных решений (актов), лоббизм в сфере оказания публичных услуг и т.д. 5. Объекты (предметы) лоббистской деятельности: проекты нормативных правовых актов, предложения о принятии нормативных правовых актов, проекты индивидуальных актов и т.д. 6. Правовые формы лоббистской деятельности: право на обращение, участие через эксперта в заседаниях органа публичной власти, членство в совещательных и координационных структурах при органах публичной власти и т.д. 7. Проекты федеральных законов о правовых основах лоббистской деятельности. 8. Правовая модель лоббистской деятельности в США, Канаде, Польше, Литве. 9. Правовая модель продвижения частных интересов в Великобритании. 10. Правовая модель продвижения частных интересов в Германии. 11. Французская правовая модель продвижения частных интересов. 12. Правовые механизмы лоббирования интересов в органах Европейского Союза. 13. Правовые и «теневые» формы лоббистской деятельности: доля влияния права и неформальных институтов на опосредование отношений лоббизма. 14. «Теневые» формы лоббистской деятельности в России: встречи представителей бизнеса и органов публичной власти, открытые письма бизнес-структур через СМИ в адрес уполномоченных лиц, «откаты» и др. 15. Роль кодексов этики поведения должностных лиц в развитие цивилизованной лоббистской деятельности. 16. Основные принципы поведения должностного лица, соответствующего профессиональной этике, при осуществлении лоббистской деятельности. 17. Правовые и социальные характеристики коррупции. Ее проявления в сфере лоббирования интересов. «Черный» лоббизм: возможные правовые ограничения. Кодексы корпоративной этики лоббистов. Формы проявления коррупции при осуществлении лоббистской деятельности: преступления, проступки, иные действия (бездействие). 18. Юридическая ответственность, предупредительные меры и совершенствование законодательства как правовые средства борьбы с коррупцией в сфере лоббизма. Правовые нормы о соблюдении кадрового баланса во взаимоотношениях бизнеса и власти: правила о недопустимости совмещения должностными лицами профессиональных занятий.
  • Субъекты взаимоотношений бизнеса и власти. Новые формы разрешения конфликтов и споров.
    1. Правовой механизм разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти и его содержательная трансформация. 2. Либерализация законодательства об ответственности предпринимателей. 3. Внесудебные процедуры разрешения споров и конфликтов между предпринимателями и органами власти. 4. Возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц.
  • Формы и виды взаимодействия НКО и органов государственной власти России.
    1. Прямое регулирование деятельности НКО. 2.Обеспечение взаимодействия НКО и бизнеса в рамках благотворительности. 3. Обеспечение участия НКО в процессе управления коммерческим сектором в рамках некоммерческого социального партнерства. 4. Взаимодействие власти и НКО в рамках двухстороннего взаимовыгодного партнерства. 6. Взаимодействие власти и НКО в рамках трехстороннего партнерства. 7. Взаимодействие власти, ассоциаций НКО некоммерческих партнерств в рамках трехстороннего взаимовыгодного партнерства.
  • Функциональные аспекты GR - менеджмента: особенности продвижения интересов малого и среднего бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти в банковско-финансовом секторе.
    1. Основные подходы к пониманию понятий Lobbing, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA). 2. Организация работы GR-подразделения в компании. 3. Профессиональные навыки и знания GR-специалиста. 4. Оценка эффективности работы GR-департамента и GR-специалиста.
  • Теоретические основы взаимодействия власти и бизнеса.
    1. Организация работы GR-подразделения в компании. 2. Профессиональные навыки и знания GR-специалиста. 3. Функциональные аспекты GR-менеджмента: особенности продвижения интересов малого и среднего бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти в банковско-финансовом секторе, социальная ответственность бизнеса, государственно-частное партнерство. 4. Типология GR. Критерии типологизации GR: по характеру деятельности, по масштабу по степени алармизма, по степени транспарентности.
  • Система GR менеджмента.
    1. Технологии GR. Разница между GR и понятием «лоббирование»; 2. Структура понятия GR; 3. История становления GR и регулирования GR в мире; 4. Уровни организации GR функции в компании; 5. Уровни взаимодействия с госорганами; 6. Описание функциональных обязанностей и требований к специалисту по GR.
  • Инструменты и методология GR.
    1. Кризисные коммуникации. 2. Процедура оценки регулирующего воздействия. 3. Как делать карту стейкхолдеров. 4. Система issues менеджмента. 5. Оценка и анализ регуляторных рисков. 6. Как делать регуляторный мониторинг. 7. Как писать отчеты и записки в сфере GR.
  • Анализ теоретических концепций GR и лоббизма в мировой практике.
    1. Теории групп интересов. 2. Англосаксонская модель и континентальная модели лоббистской деятельности. Плюралистическая концепция. 3. Понятие плюралистическое лобби. 4. Модель лоббистской деятельности в США. 5. Модель лоббистской деятельности в Канаде. 6. Неокорпоративистская концепция. 7. Понятие корпоративистское лобби. 8. Модель лоббистской деятельности в Евросоюзе.
  • GR и лоббизм в России.
    1. Модель лоббистской деятельности в России (субъекты, объекты, технологии, примеры). 2. Правовые основы лоббистской деятельности в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая рассчитывается по следующей формуле: Орезультир. = 0,6*Оэкзамен + 0,4*Онакопл., где: Онакопл. = 0,3*Оконтр.работа + 0,7*Оаудиторная Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес и власть в России : регуляторная среда и правоприменительная практика, , 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Административная реформа в России : концепция, реализация, итоги, Глушко, Е. К., 2011
  • Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии, Перегудов, С. П., 2008
  • Публичная собственность в России: конституционные основы, Мазаев, В. Д., 2004