• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4. Ключевые подходы, которые мы внедряем

Основное отличие нашей программы от других — подходы и методы, которые мы применяем в обучении. В этом разделе раскрыты основные из них. Более детально правила преподавания на программе раскрыты в отдельном руководстве, которое мы подготовили для новых преподавателей «Цифрового юриста».

4.1. Активное обучение

Активное обучение предполагает, что студент из объекта обучения становится его субъектом и активным участником. Интересы, способности, желания и возможности студента становятся отправной точкой для выстраивания образовательного процесса.

Важную роль играет обратная связь. Системная обратная связь помогает студентам осознать пробелы в понимании и деятельности и скорректировать их. Анализируя обратную связь от преподавателя, студенты быстрее достигают образовательных результатов. В некоторых случаях без обратной связи студенты вообще не смогут научиться.

Дополнительные материалы

  1. Преподаём в Вышке: руководство для новых преподавателей факультета права НИУ ВШЭ (ЦТЮО, 2023).
  2. Через формулу к звездам. О системе оценивания в юридическом образовании (ЦТЮО, 2023).
  3. Как стать лучшим преподавателем? Выпуск первый (ЦТЮО, 2023).

4.2. Расширение внеаудиторной нагрузки

Юристы тратят массу времени на аудиторную нагрузку — семинары, лекции и подобные форматы занятий. По нашим подсчетам, студент-юрист тратит на учебу на 3 академических часа в неделю больше, чем другой студент. Такая нагрузка вкупе с плотной компоновкой дисциплин не позволяет включить в программу дополнительные форматы обучения: учебные процессы (муткорты), факультативы по практическим навыкам (soft skills) и проектное обучение. Для них просто нет места в учебном плане.

Что хуже, студенты тратят мало времени на подготовку занятий. Так называемое «Правило Карнеги» (Carnegie rule) гласит, что студент должен тратить 2 часа на подготовку к 1 часу аудиторной работы. К сожалению,
в России студенты ходят на занятия, но редко не готовятся к ним; обучение строится на трансляции знаний в аудиториях. Правило Карнеги у студентов-юристов не соблюдается.

У дисбаланса аудиторной и внеаудиторной нагрузки есть причина. Это устаревшие формы обучения, рассчитанные на трансляцию материала студенту, а не на самостоятельную работу. В существующей модели студентам не требуется готовиться к лекциям и практически не требуется готовиться к семинарам.

Дисбаланс в пользу аудиторной нагрузки неэффективен с точки зрения загрузки преподавателей, аудиторий и процесса образования: студент выступает объектом образования, а не его субъектом. Этот дисбаланс следует разрешать в нескольких направлениях.

Во-первых, следует переходить от обучения путем передачи знаний к формированию у студента определенных компетенций и к поддержке самообучения.

Во-вторых, следует сократить количество одновременно изучаемых юридических дисциплин с 6—7 до 3—4. Мы исходим из того, что 4 дисциплины профессионального цикла — это когнитивный предел для вдумчивого освоения. Большее количество приведет к поверхностному восприятию материала или выгоранию.

Это легко подтвердить математически. Примем, что на 1 час аудиторной работы по юридическим дисциплинам приходится не меньше 1,5 часов подготовки. Также юридические дисциплины должны преподаваться в объеме не менее 4 академических часов в неделю (лекция и семинар). В таком случае каждая юридическая дисциплина — это 10 часов времени студента (4 часа аудиторной нагрузки, 6 часов подготовки). Этого хватит на 4 фундаментальных дисциплины.

В-третьих, по ряду предметов следует снижать интенсивность обучения (количество аудиторных часов в неделю), делая обучение предмету более продолжительным. Тогда у студента останется больше времени на подготовку. В то же время следует проверять домашние задания, чтобы студенты не игнорировали подготовку к занятиям.

Дополнительный материал

4.3. CBL (Concept-Based Learning)

Что такое CBL? Внутри учебной программы выделяются междисциплинарные темы (мета-темы, концепты, институты), которые студенты постигают на протяжении всего процесса обучения.

Например, институт собственности может последовательно рассматриваться на ТГП, ИОГП, ИГПЗС, ИППУ и отраслевых юридических науках. Каждая из дисциплин будет акцентировать внимание на разных аспектах института.

CBL означает, что мы выбираем ключевые правовые институты и следим, чтобы на них обращали должное внимание преподаватели разных дисциплин. Так информация, которую дают студенту на одном предмете, плавно продолжается в другом. Можно также организовать отдельные семинары или серии встреч, посвященные этим ключевым институтом: например, курс по собственности, браку, деликтам и т. п. Мы идем от общего к частному, а затем вновь возвращаемся к общему.

Например, изучив теорию, мы рассматриваем практические примеры.
На следующем курсе мы снова возвращаемся на теоретический уровень: например, обсуждаем логику законодателя, выявляем ошибки текущего регулирования. Такой подход развивает системное мышление. Студент глубже понимает дисциплину, у него выстраиваются междисциплинарные связи. Студент понимает, как в целом развивались и функционируют правовые институты.

Дополнительные материалы

  1. Концептуализированное преподавание и обучение (ЦТЮО, 2022).
  2. Большие идеи для содержания образования (Институт образования НИУ ВШЭ, 2020).

4.4. WAC (Writing Across the Curriculum)

Бóльшая часть работы юриста — составление различных документов и переписка. Поэтому мы учим студентов писать.

WAC (Writing Across the Curriculum, «Письмо во все предметы») — это движение, набирающее популярность в последние десятилетия. Несколько юридических вузов в США уже внедрили WAC. Применительно к юридическому образованию WAC обычно предполагает, что:

  • каждый курс должен включать в себя письменное задание в дополнение к итоговому экзамену, и

  • студенты должны получать подробную обратную связь по письменным заданиям.

Эти требования можно адаптировать под разные вузы. В одних вузах подробно описывают требования к письменным заданиям и формат обратной связи, а в других ограничиваются общими формулировками. Где-то требования WAC распространяются только на некоторые дисциплины, а где-то на все.

Мы сформулировали два обязательных требования к преподавателям «Цифрового юриста»:

  1. В каждом модуле у студентов должно быть обязательное письменное задание.
  2. Студенты должны получить, помимо оценки, обратную связь по этому заданию.

Мы также рекомендуем нашим преподавателям проводить итоговый экзамен по дисциплине в письменной форме. При этом такой экзамен не может быть единственным письменным заданием на курсе.

Дополнительные материалы

  1. Writing Across the Curriculum (WAC) — «письмо во все предметы» (ABA, 2020; перевод ЦТЮО, 2022).
  2. Основы письма для юристов. Пособие для студентов бакалаврских программ факультета права НИУ ВШЭ (ЦТЮО, 2023).

4.5. Проектное обучение

У студентов должна быть возможность выбрать проект вместо курсовой. Во время проектного обучения студенты вовлекаются в коллективную работу над задачами под общей целью. Проектная работа предполагает как можно более ранее знакомство студентов с будущей рабочей средой, адаптацию к ней.

Проект – это нерешенная задача, имеющая реальную ценность.

В проекте формируется несколько ролей:

  1. стейкхолдеры (заказчики, пользователи);
  2. наставники (кураторы);
  3. команда проекта;
  4. привлеченные эксперты.

Следует принимать во внимание наличие людей, заинтересованных в реализации полного цикла проекта, от замысла до использования результата. Начинать проект следует, если есть заказчик и на управление проектом выделены ресурсы.

Требования к проектам:

  1. Проект происходит от проблемы: он должен быть значимым, актуальным, востребованным. Другими словами, проект должен создавать ценность: для обучения, для факультета и вуза. Ценность может выражаться в прямом доходе факультета и вуза (для коммерческих проектов) или в росте репутации факультета и вуза и внутренних улучшениях (для некоммерческих проектов).
  2. Проекты реализуются в рамках полного цикла: от замысла до внедрения. Это может занимать до нескольких лет.
  3. Проект должен быть профессиональным. Проектная работа ведется не ради самой работы; проект должен на достойном уровне решать задачу, пусть она и будет локальной.

Первый курс бакалавриата посвящен знакомству студентов с техникой безопасности и профориентации. Студенты осваивают навыки информационной безопасности и работы с информационными технологиями, базовые юридические дисциплины. С первого курса происходит разделение студентов на проектные группы. Студенты могут выбрать такой проект вместо курсовой.

Второй и третий курс бакалавриата предполагают чтение лекций правового цикла с проведением семинаров курируемых компаниями группах. При этом учитывается преломление отраслей права в цифровой сфере.

Четвертый и пятый курс бакалавриата формируются из курсов по выбору и завершаются дипломным проектом, подготовленным с участием внешнего партнера. Дипломные проекты могут быть коллективными.

Какую пользу приносит проектное обучение?

Во-первых, проектное обучение меняет мышление студента. В классическом образовании эксперт (преподаватель) дает студенту структурированный объем информации, позволяющий прийти к цели без ошибок и получить оценку. Такое обучение подходит для подготовки специалистов с реальными компетенциями, которые смогут выполнять юридическую функцию после выпуска.

Однако юридическая профессия все дальше отходит от модели «юриста как функции». Даже в крупных компаниях юрист не является шестеренкой внутри бизнес-процесса, он мыслит отдельными проектами. Особенно в консалтинге.

Проектное обучение учит студента мыслить в парадигме практикующего юриста. Студент становится первооткрывателем, он решает новую задачу, становится в центр процесса. При оценке проекта фокус переносится с привычных методов на результат. Задачи подобного рода формируют у студента стереоскопическое мышление: он учится переключаться между процессами и задачами, определять свою цель и находить ресурсы за пределами знаний.

Проектное обучение формирует мышление, характерное для практикующего юриста, и мы должны закладывать его уже в вузе.

Во-вторых, проектное обучение — это коллективная работа, которой студентам традиционно не хватает. Большинство задач студенты выполняют в одиночку, в них сложно ввести элементы групповой работы. При этом значительная часть работы практикующего юриста выполняется именно в группе.

Проектное образование — один из немногих способов студентов поработать в группах и получить практические навыки (soft skills), недостаток которых постоянно отмечают работодатели и сами выпускники. Это навыки общения и обмена мнениями, умение контролировать собственное время, получать и давать обратную связь, делать выводы из ошибок и вносить изменения. Это навыки эмоционального интеллекта, конфликтологии, самопрезентации. Студенты получают эти навыки в ходе коллективной работы.

Но далеко не каждый проект может давать навыки практической работы юриста. Помимо прикладных юридических проектов есть научные, просветительские и междисциплинарные. На наш взгляд, проекты как раз должны быть междисциплинарными.

Поэтому не следует рассматривать проектную работу как источник практических знаний. Источником таких знаний должен быть реальный опыт студента: практикумы, стажировки и т. п.

Какие проекты отбирать?

Необходимо сформировать каналы получения проектов. Формировать пул проектов следует отталкиваясь от реальной проблемы на рынке. Это может быть как запрос конкретного заказчика, так и востребованность тематики проекта.

Отправной точкой для поиска таких проблем могут быть точки пересечения права и смежных дисциплин. Сейчас юристы практически не взаимодействуют с другими отраслями науки, из-за этого существует множество нерешенных проблем «на стыке». Применяя методы других дисциплин, можно добиться значительных новых результатов.

О значимости проекта могут говорить заинтересованные внешние заказчики или партнеры. При этом внешняя организация не всегда должна оплачивать проектную работу, она может предоставлять площадку или иные ресурсы.

Таким образом, формирование предварительного пула проектов должно идти в двух направлениях. Во-первых, следует изучить точки пересечения права со смежными дисциплинами, чтобы выявить зоны с высоким потенциалом синергетического развития. Во-вторых, следует изучить кадровый потенциал вуза, чтобы определить, какие из проектов могут быть реализованы.

Типы проектов и их монетизация

Мы предлагаем разделить проекты на 3 типа: научные, просветительские и прикладные. Ни один из типов проекта не ограничивается образовательной работой. Каждый из них предполагает проверяемый результат.

  • Научные проекты предполагают проверяемый научный результат. Это могут быть публикации в зарубежных журналах, монографии, защиты диссертаций и т.п.
  • Просветительские проекты популяризируют юридическое знание, повышают престиж университета. Результатами таких проектов могут быть онлайн-ресурсы, образовательные мероприятия и т.п.

  • Прикладные проекты решают практическую проблему. У прикладных проектов должен быть внешний заказчик, который станет потребителем проекта. При этом заказчик может не финансировать проект целиком. Вуз также может профинансировать проект, который позже принесет доход и окупит вложения.

Основная модель монетизации научных и просветительских проектов связана с бюджетом университета. В некоторых случаях возможно внешнее финансирование. Это маловероятно, но такой вариант не исключается.

Прикладные проекты в большем количестве случаев могут получить внешнее финансирование. Это может быть оплата от заказчика проекта или оплата проведения образовательных программ на базе проекта.

Дополнительные материалы

4.6. Обучение навыкам

В условиях растущей конкуренции работодатели все больше внимания обращают не только на знания кандидатов, но и на их навыки, компетенции: юридические, технические и проектные (предпринимательские).

Примеры компетенций, востребованных на рынке:

  • юридический анализ, правовая аргументация;

  • умение работать с клиентом, юридические коммуникации, деловая переписка;

  • умение находить юридические риски, давать советы и рекомендации по юридической тематике;

  • умение организовывать работу других юристов.

Для обучения таким навыкам необходимо разработать ряд новых курсов и внедрить отдельные компетенции в общие курсы. Часть компетенций может быть получена в ходе практических форм обучения.

Примеры компетенций, обучение которым может быть включено в существующие курсы или дано в качестве самостоятельных курсов:

  • юридическое письмо, деловая переписка;

  • личная эффективность (самодисциплина, тайм-менеджмент);

  • проектный менеджмент и работа в команде;

  • аналитика (Legal research), критическое мышление;

  • умение учиться, техники внутренней оценки (Self-assessment).

Сейчас практически нигде в России не преподаются соответствующие дисциплины, хотя за рубежом многие из них стали стандартом в юридических школах — например, юридическое письмо.

Дополнительные материалы


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.