• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Это было одним из самых ярких событий в моей студенческой жизни | Cеместр по обмену в Норвегии, университет Бергена

Татьяна Петрова , студентка 2 курса магистерской программы  «Право международной торговли, финансов и экономической интеграции» , проучилась по  программе обмена в Норвегии, в Университете Бергена, с августа по декабрь 2021 года. Она рассказала нам, как поступить, повлияли ли ковидные ограничения на опыт обмена и что студенты Бергена делают в свободное время

Это было одним из самых ярких событий в моей студенческой жизни | Cеместр по обмену в Норвегии, университет Бергена

Татьяна Петрова | Факультет права НИУ ВШЭ

— Воспользовались ли вы какой-либо стипендией? Если да, сложно ли было ее получить? 

— Да, в одной из рассылок на университетскую корпоративную почту была информация о Норвежско-Российской стипендиальной программе. Для подачи заявки на стипендиальную программу требовалось собрать два пакета документов: в российское Министерство науки и высшего образования и в Норвежское агентство по сотрудничеству в сфере высшего образования. 

Я решила попробовать подать заявку на получение стипендии, хотя и понимала, что конкурс будет очень высоким. Участниками данной стипендиальной программы могут быть студенты бакалавриата и магистратуры всех российских вузов, при этом программа предусматривает всего 30 грантов, 15 из которых зарезервированы для студентов, изучающих норвежский язык и литературу, а остальные 15 — для других направлений.

Заявки на эту стипендию принимаются в феврале-начале марта, и уже в конце апреля-начале мая подводятся итоги отбора.

— Обеспечивает ли жильем принимающая сторона? Помогают найти жилье, если нет общежития?

— Да, координаторы стипендиальной программы направили информацию о том, как подать заявку на общежитие, сразу после того, как я приняла оффер на стипендию. Лауреатам Норвежско-Российской стипендиальной программы гарантируется место в студенческом общежитии, если заявка подана вовремя.

— Есть ли в принимающем вузе «бадди», которые помогают освоиться, заселиться, сориентироваться на месте?

— В начале семестра обычно проводятся ориентационные недели, когда новым студентам и студентам по обмену рассказывают подробнее об университете, различных студенческих организациях и возможностях внеучебной активности. В этот период обычно проводится много мероприятий, на которых можно познакомиться с другими иностранными студентами.

К сожалению, из-за пандемии ориентационная неделя проводится менее масштабно, чем ранее. Часть мероприятий переведены в онлайн. На юридическом факультете в августе 2021 года вместо ориентационной недели был ориентационный уик-энд. Однако явно ощущалось, что администрация вуза делает всё возможное, чтобы в условиях ковидных ограничений студенты могли погрузиться в университетскую жизнь и найти новых друзей.

— Велик ли уровень стресса или все хорошо организовано и все трудности разрешаются без особых волнений?

— Всё было достаточно хорошо организовано. В случае возникновения трудностей или каких-то вопросов можно было связаться со студенческими координаторами университета, и они достаточно быстро отвечали и помогали.

— Как ковидные ограничения повлияли на ваш опыт академического обмена?

— Изначально ковидные ограничения ставили под вопрос саму возможность поучаствовать в академической мобильности в её традиционном формате. Но к счастью, Норвегия разрешила въезд для иностранных студентов, и я смогла достаточно быстро получить визу.

По прибытии в Берген необходимо было пройти 10-дневный карантин в карантинном отеле. И здесь тоже был приятный сюрприз. Университет Бергена оплатил расходы прибывающих иностранных студентов на проживание в карантинном отеле. Приезжающих студентов организованно встречали в аэропорту и отвозили на автобусах в отель. Во время карантина были разрешены прогулки по городу при условии соблюдения социальной дистанции, но при этом нельзя было пользоваться общественным транспортом, заходить в магазины и другие общественные места. Карантинный отель, в который меня поселили, находился в самом центре города. Поэтому за время карантина мне удалось увидеть множество городских достопримечательностей и даже запомнить расположение зданий нескольких факультетов Университета Бергена.

Занятия в университете проходили в традиционном оффлайн-формате, с соблюдением требований социальной дистанции. В сентябре-октябре ковидные ограничения постепенно смягчались. В этот период проводилось множество студенческих оффлайн-мероприятий.

Ближе к декабрю появились новости о новом штамме. На этом фоне часть экзаменов перевели в дистанционный формат. 

— Как был организован учебный процесс в принимающем Университете?

— Перед началом семестра студенты выбирают курсы, которые они планируют изучать. Я выбрала предметы, соответствующие профилю моей магистерской программы, то есть в сфере международного экономического права и разрешения споров: International Civil Procedure, EU and EEA Commercial law, Competition law.

Занятия проходят в основном в форме интерактивных лекций и мастер-классов, то есть нет чёткого разграничения между лекциями и семинарами. По многим предметам предусмотрены формы промежуточного контроля, которые оцениваются как допуск к экзамену. Итоговой оценкой по предмету, как правило, является оценка за экзамен.

Студенты обычно готовятся к занятиям и экзаменам в университетских библиотеках, которые очень хорошо оснащены технически. Большой популярностью пользуются места у больших панорамных окон с вдохновляющими видами на море или горы. Эти столы редко бывают пустыми, что мотивирует прийти в библиотеку как можно раньше.

— Занимаются ли иностранные студенты по отдельной программе или ходят на англоязычные пары вместе с местными?

— Англоязычные предметы ориентированы в основном на иностранных студентов, но норвежские студенты также могут их изучать. На тех курсах, которые я выбрала, были как студенты по обмену, так и местные студенты. Иностранные студенты были в большинстве.

— Была ли возможность пойти на языковые курсы местного языка (норвежского)?

— Да, в Университете Бергена предлагаются курсы норвежского для всех иностранных студентов независимо от направления обучения. При этом есть как группы для изучения норвежского с нуля, так и группы для тех, кто уже изучал язык.

Курс норвежского для начинающих построен на типичных ситуациях, в которых студентам может понадобиться знание норвежского, чтобы, например, вести диалог с кассиром в магазине или суметь прочесть несложные объявления, названия продуктов и предметов одежды. Хотя почти все норвежцы хорошо знают английский язык и уверенно на нём говорят, знание как минимум основ норвежского языка, на мой взгляд, необходимо для погружения в культуру.

Занятия по норвежскому языку проходили очно два раза в неделю в группах по 20-25 человек, поэтому курсы по норвежскому оказались ещё и прекрасной возможностью познакомиться со студентами других факультетов.

— Как проходили экзамены?

— Экзамены в Университете Бергена преимущественно письменные. Так называемые «open book» экзамены, когда можно пользоваться любыми источниками информации, можно было сдавать из дома, направив работу к назначенному сроку. 

«Closed book» экзамены мы сдавали в компьютерных аудиториях. Экзамен в таком случае проводится под наблюдением организаторов. Перед экзаменом надо было установить на ноутбук специальную программу, которая блокирует возможность пользоваться сторонними ресурсами до завершения экзамена. В этой же программе появлялись экзаменационные вопросы и форма для ответов на них.

При этом работы студентов шифруются, то есть преподаватели не знают, чью работу они проверяют.

— Как студенты в Бергене проводят свободное время? 

— Наиболее распространённой формой активности в Норвегии и среди иностранных студентов, и среди местного населения является хайкинг, пешие прогулки в горы. Город Берген окружён семью горами, на вершине каждой из которых открывается великолепный вид на город и море. За 5 месяцев в Бергене я побывала на четырёх из семи Бергенских гор, включая самую высокую из них — гору Ульрикен, на вершине которой находится телевизионной башня. 

В Норвегии очень развита горная инфраструктура: существуют мобильные приложения, показывающие маршруты для хайкинга разной степени сложности; в горах есть указатели направления популярных маршрутов, построены специальные дорожки, ступеньки, лесенки и места для отдыха.

Также студенты в свободное время путешествуют по стране, открывая для себя её культурное богатство и природные красоты. За время пребывания в Норвегии мне довелось съездить в Осло и Ставангер, а также полюбоваться фьордами в окрестностях Бергена. Незабываемые впечатления у меня остались от пути на скалу Прейкестулен, которая находится недалеко от города Ставангер. На пути к вершине постепенно менялись природные ландшафты и открывались всё более и более красивые виды.

— Чем была полезна мобильность, помог ли этот опыт личностному / профессиональному росту?

— Семестр в Университете Бергена стал одним из самых ярких событий в моей студенческой жизни. Это была огромнейшая концентрация новых впечатлений и открытий за относительно короткий промежуток времени. В период академической мобильности я познакомилась с множеством студентов со всего мира, культурно обогатилась, начала учить новый язык. Также считаю, что за время обучения в Норвегии мне удалось улучшить и академический, и разговорный английский язык. А изучение юридических дисциплин в контексте права Европейского Союза и Европейской экономической зоны позволило расширить профессиональный кругозор.

— Несколько слов напутствия для будущих студентов по обмену

— Оформление и подготовка к поездке на академическую мобильность неизбежно связаны с множеством бюрократических и организационных вопросов. Но эти усилия вознаграждаются уникальным, ни с чем не сравнимым жизненным и академическим опытом.

Приём заявок на академическую студенческую мобильность в рамках факультетских соглашений на осенний семестр 2022 года открывается 10 февраля 2022 года.

Подробнее читайте здесь.