• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Источники и формы права: современный взгляд на основные теоретические положения

Фролова Е. А., Лесив Б. В.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 1. С. 4-39.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Актуальные вопросы теории права

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного курса – познакомить аспирантов с актуальными теоретико-правовыми проблемами посредством изучения и обсуждения научных статей и докладов, опубликованных в рецензируемых научных журналах, а также препринтов, размещённых на ведущих академических платформах. В рамках курса аспиранты выходят за границы узкоспециальных, юридических тем. Тем самым они расширяют свой исследовательский горизонт и имеют возможность встроиться в современную международную междисциплинарную академическую повестку. Это позволяет им уточнить свой исследовательский вопрос, расширить круг используемых источников, оценить актуальность собственной работы. Конкретное содержание дисциплины и тематика семинаров в текущем году определяется преподавателем, ведущим занятия. Он составляет перечень работ для обсуждения и высылает их тексты или ссылки на них аспирантам для ознакомления перед соответствующими семинарами. На семинарских занятиях используется формат свободной дискуссии. Примерные темы занятий: свобода воли в праве, коллективная идентичность и воображаемые сообщества, юридическое образование и иерархия, правовой плюрализм, парадоксы народовластия, искусственный интеллект и правосубъектность, моральные дилеммы в праве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство аспирантов с актуальными теоретико-правовыми проблемами посредством изучения и обсуждения научных статей и докладов, опубликованных в рецензируемых научных журналах, а также препринтов, размещённых на ведущих академических платформах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Shows the ability to critically evaluate contemporary academic achievements; ability to choose the most effective strategies of multidisciplinary research.
  • Demonstrates the ability to create new research approaches, to put research in the context of international academic agenda.
  • Describe the epistemological borders of different theoretical concepts.
  • Demonstrates the strong and the weak aspects of different research strategies, has a grasp of the scope of methods of critical analysis.
  • Demonstrates the understanding of causation in social relationships and legal regulation.
  • Shows the ability to detect the cutting-edge fields of social relationships and to compare the possible legislative responses towards these new phenomena.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Free Will as a Matter of Law
    Kolber A.J. Free Will as a Matter of Law https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2660457
  • Collective Identity
    Luban D. Arendt on the Crime of Crimes / Ratio Juris. Vol. 28 (3). 2015. Pp. 307-325. https://doi.org/10.1111/raju.12084
  • Legal Education and Hierarchy
    Kennedy D. Legal Education and the Reproduction of Hierarchy / Journal of Legal Education. Vol. 32, No. 4. 1982. Pp. 591-615. https://www.jstor.org/stable/42897806
  • Legal Pluralism
    Tamanaha B.Z. Understanding Legal Pluralism / Sydney Law Review. Vol.30. 2008. Pp. 375-411. https://www.austlii.edu.au/au/journals/SydLRev/2008/20.pdf
  • Paradoxes of Popular Rule
    Roznai Y. “We the People”, “Oui, the People” and the Collective Body: Perceptions of Constituent Power https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2960880
  • Artificial Intelligence and Legal Agency
    Solum L.B. Legal Personhood for Artificial Intelligences / North Carolina Law Review. Vol.70. 1992. Pp. 1231-1287. https://scholarship.law.unc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3447&context=nclr
  • Moral Dilemmas in Law
    Huang B.I. Law and Moral Dilemmas / Harvard Law Review. Vol. 130. 2016. Pp. 659-699. http://harvardlawreview.org/wp-content/uploads/2016/12/659-699-Online.pdf
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях (домашние письменные работы при наличии согласия преподавателя).
    Интерактивные лекции по материалам, предлагаемым аспирантам для самостоятельного ознакомления.
  • неблокирующий Зачёт
    Проходит в форме собеседования по рассмотренному на занятиях материалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Зачёт + 0.5 * Работа на занятиях (домашние письменные работы при наличии согласия преподавателя).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burdon, P. (2017). Hannah Arendt : Legal Theory and the Eichmann Trial. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1598224
  • Constituent power and the constitution. (2016). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198754527.003.0008
  • Haenlein, M., & Kaplan, A. (2019). A Brief History of Artificial Intelligence: On the Past, Present, and Future of Artificial Intelligence. California Management Review, 61(4), 5–14. https://doi.org/10.1177/0008125619864925
  • Lacey, N. (2014). “Legal Education as Training for Hierarchy” Revisited. Transnational Legal Theory, 5(4), 596–600. https://doi.org/10.5235/20414005.5.4.596
  • McKenna, M., Pereboom, D., & Pereboom, D. (2016). Free Will : A Contemporary Introduction. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1271658
  • Rehman, S., & Dzionek, K. J. (2018). The Trolley Problem Revisited. An Exploratory Study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9EFCDCCA
  • Swenson, G. (2018). Legal Pluralism in Theory and Practice. International Studies Review, 20(3), 438–462. https://doi.org/10.1093/isr/vix060
  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Лекции по искусственному интеллекту, Осипов, Г. С., 2013
  • Методы представления знаний и алгоритмы поиска в задачах искусственного интеллекта, учебное пособие, 146 с., Бабкин, Э. А., Козырев, О. Р., Куркина, И. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусственный интеллект : современный подход, Рассел, С., 2006