• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Кривое зеркало неоконсерватизма

Белькович Р. Ю.

Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. № 2. С. 213-229.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Теория исламского права и государства

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Теория исламского права и государства – учебная дисциплина, важная для подго-товки магистров по программе «История, теория и философия права». Изучение теории исламского права и государства позволяет студентам усво-ить основные понятия и категории исламского права и государства, получить зна-ния об источниках исламского права, его основных концепциях, классификациях и принципах, а также отличиях исламского права от шариата и фикха (комплекса ис-ламских правил внешнего поведения человека). Данная учебная дисциплина фор-мирует у студентов восприятие исламского права как юридического феномена и самостоятельной правовой системы (семьи).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам общую юридическую подготовку магистерского уровня, обеспечивающую получение ими глубоких фундаментальных знаний в ходе изучения иных общих и специальных дисциплин программы, в частности, касающихся истории государства и права, истории учений о государстве и праве.
  • передача студентам знаний, необходимых для успешного изучения предметов магистерской программы «История, теория и философия права», связанных с изучение вопросов государственно-конфессиональных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных проблемах становления,
  • Знает основные понятия и категории теории исламского права и государства, включая понятия шариата и фикха, исламского права как юридического феномена и исламского государства;
  • Обладает навыками анализа источников фикха и исламского права, а также сравнения различных концептуальных подходов исламской теоретико-правовой мысли к основам права и государства;
  • Умеет ориентироваться в исламских теоретических концепциях по вопросам права и государства, находить необходимую информацию для самостоятельного изучения основ исламского права и государства, выражать свою точку зрения во время публичной дискуссии, связанной с проблематикой исламского права и государства, применять полученные знания при изучении иных учебных дисциплин, а также в практической деятельности;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Шариат и фикх: понятие, структура, соотношение Тема 1. Шариат: понятие и структура
    Понятие шариата в исламской мысли как совокупности божественных предписаний, ниспосланных Аллахом и переданных им людям через своего посланника Пророка Мухаммада. Коран и Сунна – источники шариата. Структура шариата, включающая догматические заповеди, этические постулаты и «практические» предписания (нормы внешне выраженного поведения). Широкое и узкое понятия шариата. Ошибочное отождествление шариата с мусульманским (исламским) правом.
  • Тема 2. Фикх – наука о нормативной части шариата и система правил внешнего поведения
    Понятие фикха в исламской мысли как науки о предписаниях шариата относительно правил внешне выраженного поведения. Классическое определение фикха как исламской науки. Определение фикха Ибн-Халдуна. Значение фикха как системы правил внешне выраженного поведение человека. Структура фикха в данном значении. Соотношение в фикхе ритуальных предписаний религиозного культа, правил взаимоотношений людей и бытовых норм.
  • Тема 3. Источники фикха: понятие и классификация
    Понятие источников фикха в сравнении с источниками права. Аш-Щафии – основатель суннитской концепции Классификация источников фикха в исламской мысли. Различные основания (критерии) классификации. Деление источников фикха на сакральные (религиозные) и рациональные, общепринятые и признаваемые отдельными школами фикха, основные и подчиненные.
  • Тема 4. Сакральные и рациональные источники фикха
    Понимание Корана и Сунны как основных источников фикха в исламской традиции. Понятие «общего» (сводного) источника фикха и «детализированного» источника его норм. Разновидности коранических правил внешне выраженного поведения человека. Классификация таких правил в современном фикхе-доктрине. Понимание Сунны как источника фикха. Соотношение правил внешнего поведения людей, предусмотренных Кораном и Сунной. Понятие иджтихада в исламской мысли. Разновидности иджтихада. Понятие фетвы и муфтия. Кыяс (аналогия) как источник фикха. Истихсан (одобрение) и его разновидности. «Исключенные интересы» и их трактовка исламской мыслью в качестве источника фикха. Различные оценки обычая как источника фикха. Иные рациональные источники фикха.
  • Тема 5. Основные школы фикха-доктрины
    Понятие школ (мазхабов) фикха-доктрины. Формирование школ фикха и причины расхождений между ними. Деление всех школ фикха на два потока – «ахль-ал-хадис» и «ахль –ар-рай». Особенности четырех суннитских школ фикха – ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской. Особенности понимания фикха в шиитской исламской мысли. Основные шиитские школы фикха – джафаритская и зейдитская. Распространение основных школ фикха в современном мире.
  • Тема 6. Соотношение между шариатом и фикхом
    Различные подходы исламской мысли к соотношению шариата с фикхом. Понимание шариата и фикха как синонимов или совпадающих по своему содержанию понятий. Представление о шариате и фикхе как разных понятий, не совпадающих друг с другом. Точка зрения на фикх как часть шариата, согласно которой фикх входит в состав шариата как целого, представляющего собой более широкое явление. Понимание шариата и фикха как частично совпадающих между собой феноменов. Представление шариата как основы, источника фикха. Актуальность различных представлений о соотношении щариата и фикха в различные исторические эпохи.
  • Раздел II. Исламское право как юридическое явление и самостоятельна правовая система Тема 1. Исламское право: понятие и соотношение с шариатом и фикхом
    Различные взгляды мусульманских, западных и российских ученых на понимание исламского (мусульманского права). Представление об исламском праве как синониме шариата и религиозном феномене. Понимание исламского права как «неотдифференцированной» системы, в которой юридические элементы принципиально не отделены от религиозных постулатов. Научное представление об исламском праве как юридическом феномене. Понимание шариата как религиозного явления, давшего жизнь фикху в качестве связующего звена между шариатом и исламским правом, которое является юридическим феноменом.
  • Тема 2. Исламское право: соотношение религиозных и юридических начал
    Тесная связь исламского права как юридического феномена с религиозно-этическими предписаниями ислама. Отражение в нормах, принципах и институтах исламского права религиозных и нравственных исламских постулатов. Относительная самостоятельность исламского права от ислама в качестве религии и его нравственных предписаний. Исламское право – самостоятельная правовая культура, тесно взаимодействующая с иными правовыми системами (семьями). Влияние тесной связи правовых, религиозных и этических исламских предписаний на структуру исламского права, толкование его норм, его действие в пространстве и по кругу лиц, соотношение в нем дозволений и запретов, общих и конкретных норм.
  • Тема 3. Основные исламские правовые концепции и теоретические конструкции
    Казуальный характер большинства норм исламского права. Нормы исламского права и судебные решения, иные формы применения предписаний исламского права. Разработка фикхом-доктриной основополагающих концепций, конструкций и классификаций, помогающих применять конкретные нормы исламского права. Теория пяти видов оценок внешне выраженного поведения человека. Концепция деления субъективных прав на три группы – права Аллаха, права человека и смешанные права. Концепция шариатских ценностей, на реализацию которых нацелено исламское право. Теория иерархии интересов (потребностей) человека, защищаемых исламским правом. Концепция обязательных норм и условий, освобождающих от их соблюдения.
  • Тема 4. Общие принципы фикха
    Разработка фикхом общих принципов – вклад исламской мысли в мировую правовую культуру. Причины формулирования общих принципов фикха как юридического выражения религиозно-нравственного идеала ислама. Классификация общих принципов фикха по различным основаниям.
  • Раздел III. Исламская концепция государства Тема 1. Исламская концепция природы и назначения государства
    Развитие исламской концепции государства (халифата) в рамках исламской правовой доктрины (фикха). Халифат – центральная категория исламской теории государства. Определение халифата как функциональной стороны исламской власти. Исламский подход к происхождению, природе государства и его назначению. Различия между суннитскими и шиитскими представлениями о государстве. Соотношение между исламским государством и шариатом. Исламская концепция верховенства шариата. Совещательность (шура), равенство и справедливость – основные теоретические принципы организации и функционирования исламского государства. Шиитская концепция имамата.
  • Тема 2. Исламская концепция формы правления
    Халиф – центральное звено концепции исламского государства. Условия, которым должен соответствовать претендент на пост главы исламского государства. Исламская мысль о способах занятия поста главы государства. Полномочия халифа и формы их осуществления. Статус консультативного совета. Его полномочия при избрании халифа и контроле его деятельности. Порядок прекращения полномочий халифа. Исламская концепция формы правления как власти, основанной на принципе совещательности. Современное исламское государствоведение о сравнении данной формы с монархией, президентской и парламентской республиками. Исламская мысль о характеристике исламского государства как теократии. Современная исламская правовая мысль о халифате и перспективах его восстановления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Реферат + 0.5 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Краткая история ислама / Аль-Джазаири С. - Казань:Российский исламский институт, 2015. - 305 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/553523

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность, - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104665-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550165