• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 420а, 452б

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб. 23033; 22842; 22755

Руководство
Руководитель, доцент, к.ю.н. Дмитрик Николай Андреевич

Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 420а
E-mail: ndmitrik@hse.ru

Заместитель руководителя, доцент, к.ю.н. Мазаев Дмитрий Владимирович

Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 420а
E-mail: dmazaev@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23033

Заместитель руководителя, доцент, к.ю.н. Панарина Мария Михайловна

Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 420а
E-mail: mmpanarina@hse.ru

Менеджер Арутюнова Тамара Робертовна

Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 452б
E-mail: tarutyunova@hse.ru
Тел.: +7 (495) 772-95-90 вн. 22842

Специалист по учебно-методической работе Шипина Наталья Анатольевна

Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 452б
E-mail: nshipina@hse.ru
Тел.: 8 (495) 772-9590 доб. 22755

Глава в книге
Ведомственная правотворческая политика

Арзамасов Ю. Г.

В кн.: Правотворческая политика в современной России : курс лекций / под ред. А. В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. Вып. 3. М.: Проспект, 2022. С. 215-230.

Препринт
THE SOCIAL HISTORY OF LAW AS A FACTOR OF THE RULE OF LAW

Fogelson Y. B., Poldnikov D.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2021. No. WP BRP 98/LAW/2021.

Научно-исследовательский семинар " Право массовых коммуникаций"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается:
2-4 модуль

Преподаватели

Монахов Виктор Николаевич

Монахов Виктор Николаевич

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Право массовых коммуникаций» представляет собой учебный курс, в рамках которого студенты осваивают правовое регулирование организации и функционирования средств массовой информации и так называемых «новых медиа», образующих в своей совокупности сферу средств массовых коммуникаций или медийную экосистему современного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Особенностью данного курса является то, что в его рамках каждый студент выбирает тему курсовой работы и в течение отведенного на курс периода готовит ее, обсуждая с преподавателем и коллегами. В рамках каждого семинарского занятия обсуждается, таким образом, несколько тем, что позволяет студентам высказываться о темах коллег. Участие в семинарских (практических) занятиях и подготовленная письменная работа оцениваются по отдельности. В рамках курса студенты смогут углубить свои познания в области информационного права и получить целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства о средствах массовых коммуникаций (СМК), ознакомиться с зарубежным медийным законодательством. Рассматривая конкретные кейсы из правоприменительной практики, в том числе Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, студенты смогут освоить логику норм, регулирующих правоотношения в сфере массовых коммуникаций, разобраться в правовых позициях, касающихся свободы выражения мнений и hate speech, диффамации и нарушения privacy, тайны источника информации и правового статуса журналистов, особенностей правового положения блогеров. Участию в Научно-исследовательском семинаре «Право массовых коммуникаций» должен предшествовать курс «Информационное право».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - выработка навыков обсуждения и самостоятельной подготовки письменной работы по одной из тем в рамках курса; - формирование представлений о правовых основах регулирования деятельности СМИ, журналистов, блогеров; - формирование представлений о применении тех или иных норм законодательства о СМИ, о правах и обязанностях журналистов, о рекламе; - формирование и закрепление практических навыков и умений будущих медиаюристов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
    Средства массовых коммуникаций как объект права. Особенности правового статуса сетевых изданий и «новых медиа». Влияние ИКТ на трансформацию правового понятия «средства массовой информации» в «средства массовых коммуникаций».
  • Тема 2.
    Конституционный институт свободы мысли, слова, массовой информации. Запрет цензуры. Ущемление свободы массовой информации. Правоприменительная практика по делам о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, о нарушении права на редакционный запрос информации и т.д.
  • Тема 3.
    Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, виды, кумулятивный принцип возложения ответственности. Основания и порядок прекращения и приостановления производства и выпуска средств массовых коммуникаций. Правовой режим предупреждения, выносимого регистрирующим органом. Правоприменительная практика Роскомнадзора, прокуратуры и судов.
  • Тема 4.
    Правовые институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций. Практика судебных споров об учредительстве, конкуренции наименований и товарных знаков, иностранном участии и т.д.
  • Тема 5.
    Система правоотношений в сфере производства и выпуска средств массовых коммуникаций. Правовые проблемы конструирования уставных и договорных документов редакции.
  • Тема 6.
    Правовые средства ограничения концентрации, а также обеспечения транспарентности и информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 7.
    Правовые статусы журналиста и блогера. ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и Совет Европы о безопасности журналиста как глобальной и комплексной проблеме. Правовые особенности работы журналиста в особых условиях.
  • Тема 8.
    Средства массовых коммуникаций в избирательной кампании. Правовые позиции Конституционного Суда России по вопросу о предвыборной агитации и роли средств массовых коммуникаций в информационном обеспечении выборов.
  • Тема 9.
    Понятие и пределы «относительной привилегии» в сфере массовых коммуникаций: правовые позиции Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.
  • Тема 10.
    Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовых коммуникаций. Право на опровержение и на ответ, порядок его реализации в контексте законодательства о средствах массовых коммуникаций и гражданского законодательства. Проблема разграничения «сведений» и «мнений». Компенсация морального и репутационного вреда. Право на изображение и защита неприкосновенности частной жизни.
  • Тема 11.
    Особенности использования интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций. Соотношение информации и интеллектуальной собственности в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике. Авторско-правовая природа интервью и фотографических произведений. Право на перепечатку и цитирование. Авторско-правовые отношения со штатными журналистами и внештатными авторами. Периодические печатные издания в целом как объект авторского права. Вещание организаций эфирного и кабельного вещания в целом как объект смежных прав.
  • Тема 12.
    Правовое регулирование рекламы в сфере массовых коммуникаций. Коллизии норм законодательства о рекламе с нормами законодательства о средствах массовых коммуникаций. Соотношение правил регулирования рекламы, установленных российским законодательством и Европейской конвенцией о трансграничном вещании. Реклама в «новых медиа».
  • Тема 13.
    Потенциал саморегулирования и со-регулирования в сфере массовых коммуникаций. Правовая позиция Верховного Суда РФ относительно роли Общественной коллегии по жалобам на прессу в разрешении информационных споров.
  • Темы курсовых работ
    1. Логика права в понятийном аппарате законодательства о средствах массовой информации. 2. Применение российского законодательства о средствах массовой информации в отношении иностранных средств массовой информации. 3. Свобода массовой информации как конституционная ценность, ее правовые гарантии и их воплощение в правоприменительной практике. 4. Понятие цензуры, ее виды и формы, правовые средства борьбы с цензурой. 5. Понятие и виды злоупотребления свободой массовой информации: классификация, систематизация, проблематизация. 6. Правоприменительная практика по делам о злоупотреблении свободой массовой информации в контексте противодействия экстремистской и террористической деятельности. 7. Практика Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) по делам, связанным с защитой свободы выражения мнений: классификация, систематизация, проблематизация. 8. Практика ЕСПЧ по делам, связанным с защитой права на информацию: классификация, систематизация, проблематизация. 9. Правоприменительная практика досудебной блокировки интернет-ресурсов: правовые позиции российских судов и ЕСПЧ. 10. Правовые средства противодействия распространению “fake-news” (в том числе с применением технологии “deep-fake”) в средствах массовых коммуникаций: российский и зарубежный опыт. 11. Понятие и виды ущемления свободы массовой информации: классификация, систематизация, проблематизация. 12. Роль средств массовой коммуникации в избирательных кампаниях: информационно-правовые аспекты. 13. Ответственность за размещение недобросовестной и недостоверной рекламы: судебная практика. 14. Институты «абсолютной привилегии» и «относительной привилегии» в законодательстве о средствах массовых коммуникаций: сравнительно-правовой анализ. 15. Соотношение государственного регулирования и саморегулирования в сфере массовых коммуникаций: сравнительно-правовое исследование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Ход усвоения студентами знаний и навыков контролируется с помощью контрольных вопросов на каждом семинаре (либо тестов, включающих закрытые вопросы и задачи). По 10-балльной системе оценивается работа студента на семинарских занятиях. При этом должна учитываться посещаемость семинаров.
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-451031
  • Ульбашев А. Х. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ОБЩИЙ КУРС МЕДИАРЕГУЛИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 189с. - ISBN: 978-5-534-10581-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-zhurnalistiki-obschiy-kurs-mediaregulirovaniya-456561

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Новоселовой Л.А. - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 302с. - ISBN: 978-5-534-00494-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-intellektualnoy-sobstvennosti-433015