• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Исаков В. Б. Раненая земля: Дорожные заметки о командировке в ДНР в 2016 году // Правовые вопросы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией: коллективная монография. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2024. С. 290-297.

Исаков В. Б.

В кн.: Правовые вопросы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией: коллективная монография.. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2024. С. 290-297.

Научно-исследовательский семинар «Права человека в России: от доктрины к институту»

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

НИС является формой проектной научно-исследовательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в научной дискуссии. Задачами проведения НИС является: 1) формирование у студентов представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах её верификации и т.д.; 2) овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор, исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации; 3) изучение специфики правовых исследований, связанных с разнообразием объектов исследований (общество, человек, организация, государство, право, корпорации); 4) получение представления об особенностях отечественной юридической науки; 5) овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, научных квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления правовой, социологической, статистической информации и результатов исследования; 6) освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности; 7) формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов; 8) формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств 9) овладение навыками участия в научной дискуссии. В результате участия в НИС студент должен: знать основные принципы проведения научной и научно-исследовательской работы, типовую структуру и логику научных квалификационных работ, назначение и примерное содержание основных её блоков, терминологию, используемую при проведении научно-исследовательских работ; уметь выбирать анализируемую проблему, формулировать тему, цель и задачи исследования, определять объект и предмет исследования, находить необходимую информацию, выбирать соответствующий ей и поставленной цели метод анализа, подбирать и реферировать научную литературу (в том числе, англоязычную) по теме исследования; иметь навыки (приобрести опыт) написания научной работы. Основные положения данной дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех последующих дисциплин на образовательной программе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На основании работы с научными исследованиями и источниками сформировать у студентов представление о складывавшейся в Российской империи доктрине прав человека, о реализации прав и свобод человека в российском законодательстве и о правоприменительной практике в данном вопросе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • изучить категориальный аппарат темы исследования, научиться осуществлять подбор литературы и источников по теме исследования, привить студенту навыки исследовательского работы по историко-правовой проблематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Право на достойное существование в трактовке В.С. Соловьева и П.И. Новгородцева
  • Концепция прав человека Богдана Кистяковского
  • Права гражданина и права подданного: подход В.М. Гессена
  • Право и достоинство судьи в пореформенной России: воспоминания А.Ф. Кони о деле Веры Засулич
  • Из истории политического процесса в дореволюционной России: Выборгское воззвание
  • Права человека и права государства в СССР: на основании анализа дневника Л.В. Шапориной
  • Право войны и право мира: на основании анализа сочинения «Далекое и близкое» и других работ правоведа Бориса Нольде
  • Свобода совести в трактовке правоведа М.А. Рейснера
  • Права нации. Автономизм в еврейском национальном движении в позднеимперской и революционной России
  • Религиозная свобода в программах политических партий России в начале XX века
  • Государство и религиозные объединения после Октябрьской революции в России. Декрет об отделении церкви от государства и школы
  • Советское законодательство о религиозных объединениях в 1920 – 1930 годы: идеология и практика
  • Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1990) и закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990): доктрина и правоприменение
  • Религиозный экстремизм и проблемы реализации свободы совести и вероисповедания в современной России
  • Права человека в конфессиональном измерении (на примере социальных программ ведущих религиозных объединений России)
  • Смертная казнь в трактовке представителей социологической школы науки уголовного права (В.Д. Набоков, М.Н. Гернет, А.Ф. Кистяковский)
  • Идеи о праве и правах человека "Наказа" Екатерины II
  • Проблема толкования российского права: анализ кассационной практики Правит. Сената
  • Права человека в России и режим "исключительных положений"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    В рамках НИСа предлагается студенту сделать научный доклад по избранной теме исследования, а также участвовать в обсуждении докладов других студентов и проблематики НИСа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.6 * Доклад + 0.4 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационная безопасность и права человека в условиях постиндустриального развития (теоретико-п... : дис. ... канд. юридических наук : 12.00.01, Туликов, А. В., 2017
  • Права человека : Учебник, , 2009
  • Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начал..., Туманова, А. С., 2011
  • Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX – начал..., Туманова, А.С., 2011
  • Чернявский, А. Г., Права человека в России. : учебник / А. Г. Чернявский, Л. Ю. Грудцына. — Москва : Юстиция, 2021. — 458 с. — ISBN 978-5-4365-6514-9. — URL: https://book.ru/book/939147 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Права человека : учебник, , 2015
  • Права человека : учебник, Головистикова, А. Н., 2008
  • Права человека : энциклопедический словарь, Авдеева, В. П., 2012
  • Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норм международного гуманитарного п... : моногр., Русинова, В. Н., 2017
  • Права человека в России и правозащитная деятельность государства : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф., 12 мая 2003 г., , 2003