• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Источники и формы права: современный взгляд на основные теоретические положения

Фролова Е. А., Лесив Б. В.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 1. С. 4-39.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Семинар наставника

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар наставника на первом году обучения будет решать несколько задач: организационных и научно-исследовательских. Во-первых, в рамках семинара наставника студенты получат информацию о содержании обучения на магистерской программе «Право: исследовательская программа», о планируемых курсах и дисциплинах МАГОЛЕГО. Студенты смогут выбрать индивидуальную траекторию обучения на программе, составить индивидуальные планы обучения и согласовать их с наставником программы. Второй задачей семинара наставника является изучение ряда теоретических вопросов, являющихся актуальными с точки зрения содержания программы. Тематика семинара будет касаться следующих вопросов: 1. Методология исторических, теоретических и сравнительно-правовых исследований права и государства, формирование критериев достоверности научного знания, выработка отношения к различным направлениям и школам теоретико-исторического познания на различных этапах их становления и развития. 2. Критическое переосмысление историографической традиции с целью придания нового импульса исследовательской работе. Эту задачу предполагается решать, во-первых, посредством восстановления традиций российской юридической науки и историографии, заложенных в XIX – первой трети XX вв. Планируется также изучение достижений ведущих школ зарубежной русистики, предпринявших попытку переосмысления и деидеологизации истории российской государственности и правовой системы. Важное значение получит освещение ранее закрытых и табуированных тем, таких как зарождение юридической профессии в России, состояние и развитие авторитетных правовых школ и направлений с учетом культурно-исторического и социально-экономического контекстов, в которых они вызревали и формировались. В качестве элемента текущего контроля дисциплина предусматривает подготовку реферата в форме текстового файла в формате Word с последующей его презентацией на семинаре. Промежуточная аттестация проходит в форме устного опроса на экзамене, с учетом оценок, полученных за выполнение текущего контроля и активности на семинарских занятиях. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. В рамках семинара наставника в 4-м модуле (8 часов) планируется решение преимущественно организационных вопросов: контроль наставника за выполнением форм работы студентов в текущем учебном году, в частности, за выполнением курсовых работ студентов, а также планирование работы на следующий учебный год. Семинар наставника на втором году обучения посвящен подготовке магистрантов программы «Право: исследовательская программа» к государственному экзамену – защите магистерских диссертаций. В рамках семинара планируется проведение предзащит магистерских проектов магистрантов с участием наставника программы. Наставник познакомит магистрантов с теоретическим и философским инструментарием, необходимым для подготовки диссертационных исследований по профилю программы, с методологией теоретико-исторических исследований, с подходами ведущих школ в отечественной и зарубежной гуманитаристике, что позволит магистрантам вписать проводимые ими исследования в общий вектор исследовательской направленности магистерской программы «Право: исследовательская программа», уточнить цели, задачи и ключевые выводы своих работ с содержанием поставленных перед ними ключевых задач. В качестве элемента текущего контроля семинар наставника предусматривает подготовку презентации курсовых работ и магистерских диссертаций участников исследовательского семинара с последующей их презентацией на семинаре. Промежуточная аттестация проходит в форме экзамена. Формула оценивания: О = 0,1*О дом. работа + 0,3*О активность на семинарах + 0,6*О устный опрос Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Планируется ввести магистрантов в проблематику становления в России юридической профессии, сформировать у них комплекс знаний о состоянии юридического образования и юридической науки на разных этапах, охарактеризовать методологию юридических исследований во взаимосвязи с состоянием таких наук, как сравнительное правоведение, история права, энциклопедия права, гражданское право, уголовное право и государственное право. Важной задачей семинара является научить магистрантов ориентироваться в информационном поле избранной сферы исследований, работать с богатейшими базами (Высшей школы экономики и других образовательных и научно-исследовательских учреждений) научной литературы и нормативно-правовых материалов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ключевые методы и методологические подходы для написания КР
  • Уметь выбрать адекватную методику написания КР, собрать источниковый и монографический материал
  • Знать ключевые методы и методологические подходы для написания ВКР
  • уметь выбрать адекватную методику написания ВКР, собрать источниковый и монографический материал
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1, первый год обучения
  • Модуль 2 первого года обучения
  • Модуль 3 первого года обучения
  • Модуль 4 первого года обучения
  • Модуль 1 второго года обучения
  • Модуль 2 второго года обучения
  • Модуль 3 второго года обучения
  • Модуль 4 второго года обучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.4 * Реферат + 0.6 * Активность на семинаре
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    1 * Презентация
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : университетский курс для магистрантов юрид. вузов, Лазарев, В. В., 2017
  • История и методология юридической науки : учебник по программам магистерской ступени образования, Сырых, В. М., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов, Селютина, Е.Н., 2022
  • История и методология юридической науки : учебник, Честнов, И.Л., 2023