• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер., 3, каб. 227, 228б

Тел.: (495) 772-95-90, 
доб. 23066 или 23067

Руководство
Руководитель департамента Русинова Вера Николаевна

Б. Трехсвятительский пер.,3,
каб. 228б
E-mail: vrusinova@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23067

Заместитель руководителя департамента Боклан Дарья Сергеевна

Б. Трехсвятительский пер., 3, каб. 228б
E-mail: dboklan@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23067

Менеджер Смирнова Светлана Анатольевна

Б. Трехсвятительский пер.,3,
каб. 227
E-mail: svetlana.smirnova@hse.ru
Тел.: +7(495)772-95-90 вн.23066

Проект 2023-2024 «Правовые механизмы преодоления неравенства»

Сотрудники и аспиранты департамента участвуют в разработке четырёх направлений проекта:

Направление 1. Имплементация целей устойчивого развития в международном инвестиционном праве

Процесс привлечения, распределения и защиты потоков иностранных инвестиций урегулирован системой транснациональных правовых норм, составляющих международное инвестиционное право. Среди прочего, в состав этого нормативного комплекса входят международные межгосударственные договоры о поощрении и защите инвестиций – серия соглашений, насчитывающая свыше 2 500 инструментов. Проблема заключается в том, что сложившиеся подходы к содержанию и толкованию этих договоров нередко идут вразрез с целями обеспечения и защиты общественного порядка, здравоохранения, прав человека, социальных и экологических стандартов. Как следствие, международные соглашения о поощрении и защите инвестиций сдерживают устойчивое развитие государств и ограничивают регуляторную свободу стран во вред проживающим на их территории группам населения.

В рамках имплементации целей устойчивого развития был инициирован процесс реформирования сложившейся системы международных договоров о поощрении и защите инвестиций. Однако эффективность и целесообразность выдвинутых предложений и подходов подвергается серьёзной критике. Реформа может, с одной стороны, стать примером «зелёного камуфляжа» (феномена, при котором цель изменений состоит не в достижении поставленных задач устойчивого развития, а в намерении ввести общественность в заблуждение для создания надлежащего имиджа и сохранения рыночной привлекательности), и, с другой, привести к деградации функциональности сложившейся правовой системы, созданию уязвимого положения для иностранных инвестиций и инвесторов, что, в конечном счёте, повлечёт отток иностранных капиталов и усугубит проблемы, связанные с социально-экономическим положением населения.

Дихотомия поставленной проблемы (несовершенство сложившейся правовой системы и потенциальная уязвимость реформированного комплекса правовых норм) требует комплексного подхода для её решения. В предлагаемом направлении исследования будет произведена оценка функционального потенциала международного инвестиционного права в свете целей устойчивого развития при помощи позитивистских (формалистских) подходов к международному праву, критической школы права, философии и политики права, экономического анализа международного права и иных междисциплинарных теорий. На основании полученного представления о сложившейся системе правовых норм международного инвестиционного права будет произведён анализ выдвинутых предложений по реформированию правовой системы на предмет (1) сохранения операционных возможностей реформированного нормативно-правового комплекса и (2) достижения им поставленных целей устойчивого развития. Выработанные предварительные результаты научного исследования лягут в основу разработанного комплекса скорректированных предложений по реформированию международного инвестиционного права.

Направление 2. Чистая энергетика: правовое измерение «энергоперехода»

После присоединения Российской Федерации к Парижскому соглашению в 2019 году вопрос «энергоперехода» перешёл в практическую плоскость. Проблема состоит в том, что «озеленение» энергетики должно быть совмещено с осуществлением других целей устойчивого развития, а также с национальными интересами и потребностями нашей страны. Задача по разработке и реализации плана мероприятий по гармонизации законодательства Российской Федерации с международными нормами и лучшими практиками в области охраны окружающей среды в отрасли топливно-энергетического комплекса предусмотрена пунктом 72 раздела «Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата (уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду)» плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2021 г. №1447-р).

В этой связи, а также с учётом перспективы введения в ближайшем будущем европейского трансграничного углеродного регулирования («Зелёная сделка» ЕС) возникла необходимость разработки нормативной правовой базы Российской Федерации для внедрения низкоуглеродных сертификатов, подтверждающих производство российских товаров с использованием чистой энергии. Достижение данных целей возможно как за счёт развития возобновляемых источников энергии, атомной энергетики, так и за счёт повышения энергетической эффективности использования первичных источников энергии.

При этом промышленные потребители требуют от властей оставить им свободу для манёвра и не делать сертификаты единственным способом доказывания экологичности своей продукции. Уже сейчас крупнейшие экспортёры самостоятельно включаются в альтернативные системы учёта углеродного следа, используя правовые механизмы, предоставляемые иностранными юрисдикциями. В связи с тем, что объём выбросов углеводорода пока не имеет существенного значения для производителей, ориентированных на внутренний рынок, возникает потребность в исследовании международно-правового регулирования «зелёной энергетики», комплексном анализе практик иностранных государств, региональных объединений государств к регулированию энергетического сектора с учетом повестки «зелёной энергетики» и концепции устойчивого развития для создания максимально удобных условий для экспортёров и максимальной защиты их интересов.

Направление 3. Информационные технологии для мирного и устойчивого развития

Устойчивое развитие международного сообщества невозможно вне контекста мирного и открытого диалога между государствами, что нашло отражение в 16-й цели устойчивого развития «Мир, правосудие и эффективные институты». В ситуации, когда ежедневно достоверно фиксируется злонамеренное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, периодически – реальное повреждение критической инфраструктуры, обеспечение международной информационной безопасности становится приоритетным пунктом повестки дня для всего человечества. Информационное пространство представляет собой сферу столкновения интересов государств и, что не менее важно, ставит перед экспертным сообществом не имеющие пока решения задачи. Выработка позиций по вопросам применения международного права в так называемом «киберпространстве» осложняется не только в силу причин собственно правового (доктринального) характера, но и наличием различных политико-идеологических подходов к самой проблеме.

В рамках реализации проекта будут проанализированы наиболее сложные теоретические вопросы применения международного права в ИКТ-среде: в частности, соблюдение принципов уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела в киберпространстве; политическая атрибуция и юридическое вменение государствам ответственности за осуществление киберопераций; применение международного права к отношениям в ИКТ-среде по аналогии и/или его прогрессивное развитие, а также рассмотрены аспекты ответственного поведения государств в области безопасности критической информационной инфраструктуры, имеющие колоссальное практическое значение. В качестве отдельного аспекта будут проанализированы проблемы правомерности использования государствами, наднациональными (ЕС) и международными организациями мер принуждения (т.н. «санкций») в ответ на «кибероперации».

В частности, концептуализация вопросов применения международного права к вредоносной деятельности в области ИКТ, позволит сформировать экспертную основу, которая может быть использована органами государственной власти Российской Федерации (МИД РФ, Минюст РФ), а также национальными «мозговыми центрами», разрабатывающими позицию нашей страны по данным вопросам. В первую очередь, это будет ценно для экспертной поддержки работы второй Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 75/240, эта группа в течение пятилетнего периода (2021-2025 гг.) будет заниматься дальнейшей выработкой норм, правил и принципов ответственного поведения государств и путей их имплементации, а также исследовать вопросы, состоящие в том, как именно международное право применяется к использованию ИКТ государствами.

Направление 4. Экономическое неравенство в контексте международного права, экономических приоритетов и политических реалий

Несмотря на значительные успехи мирового сообщества в сокращении крайней нищеты, неравенство доходов и богатства продолжает расти как в развитых, так и развивающихся странах. Увеличивающееся неравенство объясняется рядом факторов, таких как дерегулирование финансовых рынков, особенности системы налогообложения, стагнация уровня трудовых доходов, недостаточная представленность наиболее уязвимых групп населения в политических институтах. Вместе с тем, наряду с факторами, влияние которых на уровень неравенства не подлежит сегодня сомнению, иные причины увеличения разрыва между самыми богатыми и самыми бедными по-прежнему недостаточно изучены.

Это диктует важность исследования внутристранового и межстранового неравенства в его экономическом, политическом и международно-правовом аспектах. Эта цель соотносится с задачами, сформулированными для достижения 10-й цели устойчивого развития «Уменьшение неравенства», охватывая отмену дискриминационных законов и политики, совершенствование методов регулирования глобальных финансовых рынков, направление помощи, в том числе прямых иностранных инвестиций, в наиболее нуждающиеся государства. Как позитивистские подходы, так и сочетание международного права, экономики и политической науки позволит выявить причины усугубления внутристранового и межстранового неравенства, а также концептуализировать способы реагирования на вызывающую все большую обеспокоенность проблему растущего неравенства.

Поиск подходов к смягчению экономического неравенства и обеспечению баланса должен одновременно вестись и в частноправовой плоскости. В международном деловом обороте концепция устойчивости наилучшим образом имплементируется через комплекс механизмов договорного права и корпоративного правового регулирования. Опыт развитых стран показывает, что без участия корпораций, являющихся наиболее влиятельными игроками международного рынка, невозможно эффективно решать глобальные задачи. В связи с этим пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся отражения целей устойчивого развития в корпоративном праве и в корпоративном управлении, а также в коммерческих контрактах.

Учитывая большие перспективы использования средств частного права для обеспечения устойчивого роста и преодоления неравенства, необходимо провести исследование по следующим направлениям. В сфере корпоративного права: (а) определить воздействие стандартов устойчивого развития на эволюцию корпоративного права в России и за рубежом; (б) оценить правовой эффект стремительно растущего массива «мягкого» корпоративного права и корпоративного саморегулирования; (в) исследовать тенденцию социализации в корпоративном праве; и (г) критически осмыслить запрос на гармонизацию и унификацию корпоративного правового регулирования в рамках региональных экономических интеграционных объединений (например, ОАЭС). В сфере договорного права: (а) актуализировать повестку «устойчивого роста» для договорного права в России; (б) концептуализировать феномен «устойчивого договора» и определить тенденции устойчивого развития коммерческих договоров и договорной практики; (в) исследовать перспективы договора как ключевого правового средства регулирования отношений в рамках цепочек поставок (цепочек создания стоимости) для решения проблем неравенства; и (г) обосновать роль частноправового договора в достижении общественно-значимых целей. Полученные научные результаты будут полезны для совершенствования позитивного договорного и корпоративного права России, а выявленные в ходе исследования прикладные правовые механизмы будут способствовать развитию наилучших деловых практик в указанных сферах.

Участники проекта:

Русинова Вера Николаевна

Департамент международного права: Руководитель департамента

Боклан Дарья Сергеевна

Департамент международного права: Заместитель руководителя департамента

Мартынова Екатерина Александровна

Департамент международного права: Преподаватель