• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 г. Москва,
Б. Трехсвятительский пер.,
д. 3, каб. 411

Тел.: +7(495) 772-95-90,
доб. 22761

Руководство
Руководитель департамента Ерпылева Наталия Юрьевна
Департамент правового регулирования бизнеса: Заместитель руководителя департамента Фонотова Ольга Владимировна
Департамент правового регулирования бизнеса: Заместитель руководителя департамента Мохова Елена Викторовна
Менеджер департамента Антонян Анна Артуровна

Телефон:
+7 (495) 772-95-90
15099
Электронная почта:
aantonyan@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 411

Специалист по учебно-методической работе Антоненко Наталья Александровна

Телефон:
+7 (495) 772-95-90
26312
Электронная почта:
nantonenko@hse.ru
Адрес: Б. Трехсвятительский пер., д. 3, каб. 411

Статья
Основные подходы к рассмотрению понятия «дериватив» как правовой категории

Клементьев А. П.

Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2024. № 3. С. 419-447.

Глава в книге
Проблемы ответственности директоров в группе компаний

Филипенко В. А.

В кн.: Дни науки Факультета права НИУ ВШЭ 2024 / Сборник статей по итогам VIII Ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Москва, 29 февраля — 1 марта 2024 г.). Наукоемкие технологии, 2024. С. 82-86.

Препринт
THE SOCIAL HISTORY OF LAW AS A FACTOR OF THE RULE OF LAW

Fogelson Y. B., Poldnikov D.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2021. No. WP BRP 98/LAW/2021.

Комплаенс в корпорациях

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Лепилина Светлана Юрьевна

Лепилина Светлана Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Комплаенс в корпорациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области комплаенс, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потребностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, и в конечном счете потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В связи с этим в рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска, а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать ключевые понятия, принципы; • уметь юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; • иметь навыки (приобрести опыт) работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; при-обрести опыт построения эффективной системы комплаенс-менеджмента
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Комплаенс в корпорациях» являются ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, выработка навыков работы с нормативными правовыми актами, а также выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента. В рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска (противодействие легализации денежных средств, противодействие коррупции, борьба с инсайдом и манипулированием, санкционный контроль, защита прав инвесторов, и др.), а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • ключевые понятия, принципы; • основные нормативные требования во всех изученных областях комплаенс-контроля; • основные тенденции развития международно-правового регулирования в изучаемой области; уметь: - юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; - оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; - определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию; владеть: - навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; - навыками построения эффективной системы комплаенс-менеджмента. - навыками осуществления прикладной деятельности в международной среде Изучение дисциплины «Комплаенс в корпорациях» базируется на имеющихся у студентов базовых знаниях гражданского права, предпринимательского права, банковского права, основ законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства в сфере защиты конкуренции, экономической теории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, использует корректные термины в соответствии с действующим законодательством; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); осуществляет пошаговый анализ комплаенс-процедур.
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; дает определение основных понятий; обладает глубокими знаниями в отношении базовых критериев классификации комплаенс-рисков.
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных); применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство, акты ЦБ РФ)
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, ЕС, международные нормы права).
  • обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; работает со специализированными правовыми системами (базами данных), иностранным законодательством и международными правовыми актами; применяет к юридическому факту действующую норму права (законодательство РФ, иностранных государств, ЕС, международные нормы права).
  • определяет уровни регулирования; соотносит государственное и негосударственное регулирование, анализирует и сопоставляет правила нормативных источников и актов «мягкого права»; использует специальные методы познания при анализе и обработке юридически значимой информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков
  • Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
  • Тема 3. Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ
  • Тема 4. Защита прав инвесторов
  • Тема № 5. Санкционный комплаенс
  • Тема 6. Инсайд и манипулирование
  • Тема 7. Иные области осуществления комплаенс-контроля
  • Тема 8. Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции
  • Тема 9. Комплаенс-менеджмент
  • Тема 10. Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.6 * Устный опрос + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комплаенс - программа организации : практическое руководство, Черепанова, В. А., 2019
  • Комплаенс-программа организации : практич. руководство / В.А. Черепанова. — 4-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антикоррупционный комплаенс - контроль в странах БРИКС : моногр., Иванов, Э. А., 2015
  • Львова, С. В. Квалифицированный инвестор: опыт, реальность и перспективы : монография / С. В. Львова. — Москва : Юстицинформ, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-7205-1605-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140655 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / А.С. Селивановский. - Москва : ВШЭ, 2014. - 580 с. - ISBN 978-5-7598-1083-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340642/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Авторы

  • Лепилина Светлана Юрьевна