Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер., 3, каб. 227, 228б
Тел.: (495) 772-95-90,
доб. 23066 или 23067
Б. Трехсвятительский пер.,3,
каб. 228б
E-mail: vrusinova@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23067
Б. Трехсвятительский пер., 3, каб. 228б
E-mail: dboklan@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23067
Б. Трехсвятительский пер.,3,
каб. 227
E-mail: yvkozlova@hse.ru
Тел. +7 (495) 772-95-90 вн. 23066
Автор анализирует внесенные в 2020 г. в АПК РФ изменения, которые ввели в российское законодательство новые процессуальные инструменты, предназначенные для разрешения конфликта юрисдикций российских судов и зарубежных судов и арбитражей по спорам с участием подсанкционных лиц. Несмотря на то, что, по мнению некоторых экспертов, эти изменения могут негативно повлиять на инвестиционный климат, автор приходит к выводу, что новеллы положат начало для развития в российском праве института антиисковых определений, как это давно происходит в других странах, категории неисполнимости юрисдикционного соглашения, которая, в отличие от недействительности, пока применяется редко. Большое значение приобретает и рассмотрение доступа к правосудию не только с точки зрения конституционного и международно-правового измерения внутреннего судопроизводства, но и в контексте международного гражданского процесса и международного арбитража, осмысления в российской правовой системе и других категорий, позволяющих процессуальными методами разрешать конфликты судебных юрисдикций, включая концепцию «неудобного суда» (forum non conveniens). Наличие продуманной национальной позиции по этим и другим вопросам трансграничного процесса, основанной не только на абстрактных доводах, но и на реальной судебной практике, позволит обеспечить долгосрочные интересы российских граждан и компаний в международно-правовой плоскости.
В статье раскрываются основные правовые аргументы Российской Федерации в отношении компетенции международных инвестиционных трибуналов рассматривать иски украинских лиц, утративших свои активы в Крыму после его воссоединения с Россией в 2014 году. С учетом положений международного права в части территориальной сферы действия международных договоров и правовой природы юрисдикции арбитражей автор, непосредственно участвующий в представлении интересов ответчика в соответствующих международных процессах, в частности констатирует, что в ситуации, когда Украина не признает Крым российским и между двумя государствами существует спор относительно международно-правового статуса Крыма украинские инвестиции на полуострове не могут охватываться соглашением о защите инвестиции, а международные арбитражные трибуналы не обладают необходимой компетенцией по рассмотрению соответствующих споров.
В обновленной редакции учебника исполнительное производство рассматривается не просто как формальная процедура принудительного исполнения требований службой приставов, но раскрываются материально-правовые и процессуальные основы исполнения с учетом норм гражданского, финансового, административного и процессуального права; на конкретных примерах из российской и международной практики объясняется назначение правовых институтов, идеология функционирования системы принудительного исполнения.
Положенный в основу учебника авторский курс по исполнительному производству неоднократно признавался студентами факультета права Высшей школы экономики лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития», «Новизна полученных знаний».
В статье авторы на основе ряда зарубежных эмпирических исследований по использованию искусственного интеллекта и машинного обучения выделяют ряд особенностей в вопросах выявления и противодействия коррупции и приходят к заключению о том, что освещаемые в зарубежных источниках механизмы коррупционного мониторинга, основанные на использовании передовых информационных технологий и алгоритмах, обладают разной потенциальной эффективностью и не всегда релевантно интерпретируются. По мнению авторов, наиболее перспективным применением из представленных интеллектуальных систем в сфере выявления коррупции является их использование для обнаружения латентных взаимосвязей и вычисления сговоров (картелей) в системе государственных закупок, электронных торгах, организуемых компаниями, обеспечения прозрачности государственных процедур (электронно-цифровых услуг). Анализ ряда статей об использовании искусственного интеллекта для создания визуализированных карт на основе учета количества публикаций по коррупционной тематике в средствах массовой информации (СМИ) в различных территориальных образованиях позволил сделать вывод о недостаточной информативности предложенного инструмента для сопоставительной оценки реального уровня коррупции. Авторы обращают внимание на то, что большое количество подобных публикаций может быть обусловлено не только возросшим уровнем коррупции в данной локации. Необходимо учитывать влияние таких факторов, как рост антикоррупционной активности публичной власти и гражданского общества, возможная необъективность точек зрения некоторых журналистов, недостаточная компетентность некоторых СМИ по проблемам борьбы с коррупцией, использование в публикациях недостоверной информации. Данные карты скорее наглядно иллюстрируют как уровень интереса общества и СМИ к проблеме борьбы с коррупцией, так и интенсивность борьбы с коррупцией, активность гражданского контроля со стороны СМИ.
В главе рассмотрены вопросы правового регулирования труда дистанционных и надомных работников.
Предметом настоящего исследования являются процессуальные вопросы признания и приведения иностранных судебных решений в российском арбитражном процессе (гл. 31 АПК РФ). Статья акцентирует внимание на общем значении данной процедуры, которое состоит в обеспечении реальной, а не формально декларируемой доступности правосудия. Кроме того, распространение свойств национальных судебных решений на иностранные судебные акты имеет и экономический эффект, так как способствует инвестиционной привлекательности государства.
Исследование состоит из нескольких блоков.
В первой части раскрываются международно-правовые основы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений и особенно подчеркивается значение ст. 6 Европейской конвенции по правам человека для данной процедуры.
Второй блок посвящен основаниям придания юридической силы иностранным судебным решениям: международному договору и началам взаимности. В частности, критически оцениваются доктринальные позиции, призывающие закрепить принцип взаимности в отечественном процессуальном праве, и приводятся связанные с таким закреплением риски.
Третий блок исследования анализирует практические подходы российских судов к основаниям отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений. Так, статья продолжает дискуссию о содержании понятия «публичный порядок» применительно к рассматриваемой категории дел и показывает, что в отечественной судебной практике не сложилось конкретных и предсказуемых подходов к данной категории. Критически оценивается и то обстоятельство, что иные основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений практически не применяются российскими судами.
В заключении исследования выдвигаются предложения о возможных путях развития процессуального законодательства по рассматриваемым в статье вопросам.
28 февраля 2021 года исполняется четверть века со дня вступления нашей страны в Совет Европы. Эта юбилейная дата является весомым поводом для оценки опыта и определения дальнейших приоритетов сотрудничества. Главный итог состоит в том, что, вступив в Совет Европы и присоединившись к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия активно включилась в систему международной защиты прав человека, имплементации международных стандартов в правовую систему страны. В последние годы и российское законодательство, и правоприменительная практика претерпели важные изменения, в том числе под заметным воздействием позиций Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
В специальную часть трудового права входят специальные нормы, регулирующие труд отдельных категорий работников, а также отдельные виды договоров. Она включает в себя трудовой договор с руководителем организации, спортсменов и тренеров, несовершеннолетних работников, надомных и дистанционных работников, работников религиозных организаций.
Материал изложен в соответствии с программой курса трудового права и образовательными стандартами подготовки магистров и бакалавров по направлению «Юриспруденция» и дает читателю объективную характеристику современного трудового права, а также понимание перспектив его развития в современных условиях.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, научных и практических работников, а также для всех интересующихся проблемами современного трудового права.
Глава содержит информацию о законодательстве Российской Федерации о международной правовой помощи по уголовным делам и практике его применения.
The article describes the timeline of the spread of COVID-19 in Russia, examines the legal nature of the high alert regime and restrictions and the grounds for their phased withdrawal. Newly de ned administrative and criminal liabilities, in the context of epidemic, are introduced. A set of measures is considered to overcome the healthcare system’s organizational crisis during the pandemic: changing the rules for providing medical care; the mechanism of work of medical organizations; and introducing state support measures, including for medical experts working with patients with COVID-19.
The patient’s legal status during a pandemic is investigated: general innovations of a supportive nature; restrictive measures for patients with COVID-19; and the situation of people with other serious illnesses. Introduction of power measures without de ned legal parameters risks the balance of rights.