Интервью с Леонтьевой Еленой Александровной: «О шестом технологическом укладе, иммобилиарном праве и лайфхаке от Аристотеля»
Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе: образование, сколько лет Вы работаете в ВШЭ, должность в ВШЭ.
- Я работаю в Высшей школе экономики с 2009 года, ранее преподавала гражданское право на кафедре гражданского и семейного права в МГЮА им. О.Е. Кутафина. Окончила магистратуру ФГБОУ «Российская школа частного права (институт)» и аспирантуру МГЮА им. О.Е. Кутафина. В настоящее время являюсь доцентом Департамента правового регулирования бизнеса.
Расскажите, пожалуйста, какие факторы повлияли на Ваш выбор профессии?
- Это было очень давно, еще в конце XX века, и выбор профессии совпал с переломными 90-ми, переходом к рыночной экономике. В профессии я ровесница российского гражданского права, представитель первого поколения российских цивилистов. В сложных экономических условиях мы стремились видеть стратегические возможности для развития, созидания и нормотворчества. Профессия юриста открывала блестящие перспективы для участия в формировании и реализации новой правовой политики.
Мне нравилась не только профессия юриста, но и лингвиста-переводчика, определить предпочтения на том этапе казалось непросто. Поэтому я начала научную карьеру в качестве юриста-компаративиста, исследователя зарубежного гражданского права. Ведение сравнительно-правового анализа потребовало в равной степени как развития навыков моделирования и прогнозирования в отношении российских правовых институтов, так и совершенствования владения иностранными языками и детального изучения зарубежной правовой культуры.
Елена Александровна, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об учебе в Bayerische Julius-Maximilians-Universität Würzburg? Повлияло ли обучение в этом вузе на Вашу карьеру?
- Самый счастливый год моей жизни и самое плодотворное время для исследовательской работы. Имея пятилетний опыт правовой экспертизы в сфере недвижимости и строительства, я решила поступить в один из старейших университетов Баварии, главным образом, для изучения германского вещного права. Я посещала занятия по вещному праву, углубляла знания немецкого юридического языка и завершила обучение успешной сдачей экзамена по вещному праву Германии.
Неизгладимое впечатление на меня произвела юридическая библиотека в Старом университете 16 века в стиле барокко, с миллионами носителей информации - по любой из юрисдикций Европы, по любой юридической проблеме. В открытом доступе, на стеллажах - бесценные материалы XIX века, относящиеся к знаменитому «кодификационному спору» и истории создания Германского Гражданского Уложения, с детальным обоснованием и краткими мотивами, с протоколами заседаний комиссий по обсуждению законопроектов, стенограммами дискуссий. Читальные залы университетской библиотеки всегда заполнены, и в выходные дни, и в каникулы.
Рациональная организация учебного процесса, безграничные ресурсы для познания права, включая предложенные университетом стажировки и общение с ведущими германскими правоведами, позволили мне в кратчайшие сроки выполнить диссертационное исследование, опубликовать статью по вещному праву в авторитетном научном журнале на немецком языке и собрать уникальный материал для разработки учебного курса «Вещное право Германии».
Как Вы считаете, является ли опыт обучения в зарубежных странах полезным для юристов в сфере МЧП?
- Полагаю, что он не только полезен, но и необходим юристам в сфере МЧП. Учебные пособия и чужие субъективные оценки проблем зарубежного права не способны в полной мере воссоздать уникальный эффект погружения в зарубежную правовую среду, но только он обеспечивает возможность объективного восприятия, глубокого понимания и собственного критического осмысления институтов зарубежного права.
Елена Александровна, Вы владеете английским и немецким языками. Расскажите, пожалуйста, где Вы учили иностранные языки?
- Немецким языком и немецкой культурой я увлекалась с детства, готовила себя к работе за рубежом, легко выдержала большой конкурс на факультет иностранных языков, но сделала выбор в пользу юридического из-за невозможности совместить очное обучение в двух университетах. Английским языком я начала заниматься значительно позднее, только в университете, но сейчас он является для меня приоритетным в работе с иностранной литературой. Огромное удовольствие мне доставляет юридический перевод, являюсь одним из авторов перевода с немецкого языка монографии Э. Зеккеля «Преобразовательные (секундарные) права», автором перевода с немецкого языка закона ФРГ о наследственном праве застройки.
Елена Александровна, почему Вы посвятили себя именно преподавательской деятельности?
- Преподавательская деятельность, на мой взгляд, является логичным продолжением исследовательской работы, это прежде всего возможность поделиться результатами своих изысканий и получить обратную связь. Я преподаватель университета во втором поколении, и это обстоятельство оказало влияние на выбор академической сферы.
Но преподавание - не единственное направление моей профессиональной деятельности. Еще я бизнес-юрист с двадцатилетним стажем интенсивной юридической практики и последние 12 лет занимаю позиции главы юридической функции - директора по правовым вопросам - в крупных корпорациях реального сектора (ТЭК, строительные холдинги). Управление знаниями, методология бизнес-процессов, наставничество для молодых сотрудников - неотъемлемая составляющая работы руководителя – «играющего тренера».
На мой взгляд, управленческая и преподавательская деятельность тесно взаимосвязаны. Практический опыт позволяет дополнять теоретический курс в университете интересными кейсами, а опыт преподавания и исследований способствует эффективному выполнению функций в рамках legal operations и стратегическому видению в управленческой деятельности.
Елена Александровна, Вы являетесь преподавателем курса «Собственность в международном частном праве». Как сложился круг Ваших научных интересов?
- Курс «Собственность в МЧП» был разработан на основе материалов предыдущих моих курсов «Правовой режим недвижимого имущества (иммобилиарное право)» и «Сравнительное вещное право России и Германии». В своей практической деятельности и в научных исследованиях больше всего времени я посвятила проблемам правового регулирования отношений, связанных с недвижимостью (иммобилиарному праву), и вещному праву в целом.
Профессиональную деятельность я начала с исполнения функции по правовой экспертизе и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в едином реестре недвижимости, подлежащем вечному хранению, навсегда останутся проверенные мною «километры» дел правоустанавливающих документов и тысячи разделов ЕГРП, написанных мною, в том числе собственноручно. Сопровождала в качестве юриста деятельность риэлторских компаний, возглавляла работу по управлению недвижимым имуществом крупных корпораций, строительных холдингов, вела иммобилиарные сделки в различных юрисдикциях.
Другой вектор моих научных интересов – юридический менеджмент, новое междисциплинарное направление современного образования и науки. Являюсь автором программы профессиональной переподготовки «Директор по правовым вопросам: современные технологии управления», ряда публикаций по вопросам гарантий профессиональной деятельности юриста.
Елена Александровна, у Вас всегда замечательные лекции. Есть ли у Вас секрет, как их проводить?
- Спасибо, выступления - главный инструмент влияния руководителя. Ежедневно перед коллективом произносятся информационные, убеждающие, реже торжественные речи. Занятия в университете для меня – это работа с вверенным мне коллективом, и я ответственна за поддержание комфортного микроклимата и управление рабочим процессом. Кроме практического опыта и навыков работы с командой, есть и секреты, конечно.
По риторике у меня были великолепные учителя. Я безмерно благодарна кандидату педагогических наук, диктору центрального телевидения Ципляевой Татьяне Борисовне за ее мастер-классы «Публичная речь лидера».
Выступление успешно лишь тогда, когда строго подчинено определенной логической структуре. Я рекомендовала бы всем спикерам обратить внимание на «Риторику» Аристотеля. В ней он предложил структуру выступлений, и на протяжении последних 23 веков именно ее стараются придерживаться все великие ораторы («лайфхак от Аристотеля»).
Елена Александровна, у Вас большое количество опубликованных научных статей по вопросам, касающимся гражданского права. А какими научными исследованиями Вы занимаетесь сегодня?
- Я занимаюсь исследованием процессов трансформации современного вещного (имущественного) права в европейских юрисдикциях.Динамичный XXI век вызвал преобразования во всех сферах общественных отношений – новые технологии, развитие транснациональных рынков, усложнение социальных процессов.
Вещное право, в особенности вещное право, регулирующее отношения, возникающие по поводу недвижимых вещей (иммобилиарное право), считается самой стабильной областью права. Вместе с тем, становление шестого технологического уклада спровоцировало коррекцию базовых принципов и обусловило появление новых правовых форм в подотрасли, остававшейся неизменной в европейских правопорядках более 100 лет. Убеждена, чтов первой половине XXI века вещному праву предстоит выбор вектора дальнейшего развития и стратегическое масштабное моделирование. Не оправдавшая ожидания и буксующая реформа вещного права, непрерывные многочисленные изменения в законодательстве последних лет, постоянно меняющаяся судебная практика свидетельствуют о продолжающемся поиске эффективных форм организации российского оборота недвижимости (иммобилиарного оборота).
Применяемый мною в рамках научного исследования методологический подход к анализу вещного права, определяющий корреляцию между определенными интервалами развития экономической системы и права (Н.Д. Кондратьев), является новым для всей цивилистической науки. Гипотеза о цикличности развития вещного права в цивилистической науке ранее не выдвигалась и не исследовалась.
Можете ли Вы назвать юристов, которые оказали влияние на Ваше восприятие права?
- В первую очередь я признательна моему научному руководителю, авторитетному цивилисту и талантливому педагогу, д.ю.н., профессору Мозолину Виктору Павловичу за научное руководство при выполнении диссертационного исследования.
В РШЧП я училась у д.ю.н., профессора Василия Владимировича Витрянского, и через несколько лет проф. В.В. Витрянский оказал мне честь выступить официальным оппонентом по моей диссертации и рецензентом моей первой книги.
В области вещного права авторитетом №1 для меня является д.ю.н, профессор Евгений Алексеевич Суханов; блестяще прочитанный им курс лекций по вещному праву я посещала дважды, второй раз – повторно, по своей инициативе.
И навсегда останется в памяти фрагмент лекции д.ю.н., профессора Вениамина Федоровича Яковлева о «ремесленниках» и «мастерах» в юриспруденции. Стояла невозможная тишина, без единого движения и шороха, все пространство заполняла харизма и спокойный, но твердый голос Мастера, дававшего наставление будущим магистрам о предназначении и высоких стандартах юридической профессии.
Расскажите, пожалуйста, как Вы относитесь к тому, что весь процесс обучения теперь проходит в удаленном режиме. Какие видите плюсы и минусы?
- Думаю, что это новая реальность современного образования. Дистанционное проведение курсов открывает исключительные возможности для коллаборации образовательных программ (имею в виду прежде всего зарубежные вузы) и совместного проведения занятий, например, тренингов со студентами из различных юрисдикций по структурированию сделок, осложненных иностранным элементом.
Вместе с тем, удаленный режим, на мой взгляд, требует от преподавателей полной переработки учебных планов занятий и разработки отдельных методических и дополнительных презентационных материалов для проведения занятий в дистанционном формате. Оптимальным способом организации учебного процесса мне представляется профессиональная студийная запись видеолекций по курсу с предоставлением слушателям презентаций и конспектов лекций, а также многообразие форм проведения тренингов и семинарских занятий.
Елена Александровна, что Вы можете посоветовать Вашим студентам и всем лицам, которым интересна профессия юриста в сфере международного частного права?
- Магистры в сфере международного частного права – это элита российской цивилистики, обладающие не только фундаментальными знаниями российского национального права, международного частного права, но и свободно ориентирующиеся в правовых системах зарубежных государств. Это безграничная область знаний и качественного роста, и выбор этого пути потребует непрерывного обучения, совершенствования и развития в самом широком смысле этого слова.
Уникальное сочетание основательности, консервативности, надежности, традиционно присущее профессии юриста, с инновационностью подходов и технологий в решении задач, глубоким пониманием международной политики, достижений международной науки, техники и искусства формирует образ современного российского юриста в сфере международного частного права.
Я верю в ваш успех и хочу пожелать не терять профессионального достоинства ни при каких обстоятельствах, быть верным себе и выбранной профессии - и в самых сложных условиях, и на высоком международном уровне.
Елена Александровна, огромное Вам спасибо за очень интересную и харизматичную беседу!
Текст интервью подготовила: Оксана Родная