• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно верить в себя!» - Интервью со студенткой магистерской программы «Международное частное право и международный коммерческий арбитраж» НИУ ВШЭ Стрелковской Ириной

«Нужно верить в себя!» - Интервью со студенткой магистерской программы «Международное частное право и международный коммерческий арбитраж» НИУ ВШЭ Стрелковской Ириной

Привет, Ирина! Расскажи немного о себе (откуда ты, какой вуз закончила, где обучаешься сейчас).

- Привет, Оксана! Я из Минска, Республика Беларусь. В 2015 году я стала призером Международной олимпиады молодежи и поступила на факультет права НИУ ВШЭ. Сейчас я являюсь студенткой второго курса магистерской программы «Международное частное право» в НИУ ВШЭ, а прошлый год я провела в Университете Штата Пенсильвании (Pennsylvania State University), где получила степень магистра с концентрацией по альтернативным способам разрешения споров.

 

Ирина, как получилось, что ты оказалась в США?

- Ещё с первого курса меня интересовало международное право, я посещала разные мероприятия, посвящённые вопросам международного права, писала работы по сравнительному правоведению. Уже к четвёртому курсу бакалавриата я понимала, что хочу связать свою будущую карьеру с разрешением международных споров, поэтому я поставила цель повысить свой уровень английского языка, получить более глубокие знания других правовых систем и, в целом, приобрести международный опыт, поэтому я решила поступать в магистратуру за рубеж. Я начала поиск университетов, где предоставляются стипендии, в основном, это были университеты из Европы. Ближе к зиме я уже готовилась к сдаче IELTS (экзамен на уровень английского языка), писала мотивационные письма и собирала рекомендации от преподавателей. У меня в приоритете уже был один университет в Австрии, однако в январе на студенческую почту пришла рассылка, что в школе права Университета Штата Пенсильвании (Penn State Law) идёт набор на магистерскую программу, также предоставлялась merit-based scholarship (стипендия, выдаваемая на основании академической успеваемости претендента).  Дедлайн подачи документов был буквально через неделю, поэтому я быстро собрала документы и отправила заявку. Через пару недель меня пригласили на интервью, впоследствии прислали письмо о поступлении с предоставлением стипендии. Незадолго до этого я поступила на магистерскую программу «Международное частное право» в НИУ ВШЭ. И уже в последствии, благодаря руководителю программы Н. Ю. Ерпылевой я смогла оформить академическую мобильность, в первый год обучения уехать учиться в США, а во второй год продолжить обучение в НИУ ВШЭ.

 

Почему именно этот университет? Что привлекло тебя в этом университете? Какие характеристики для тебя были приоритетными при выборе программы обучения и университета? 

- Изначально я не рассматривала американские университеты, так как мне всегда казалось, что туда тяжелее всего поступить и практически невозможно получить стипендию (что оказалось совсем не так), поэтому я думаю, что в моем случае можно сказать, что больше университет выбрал меня, чем я университет! Университет Штата Пенсильвания отвечал всем моим запросам (и даже превзошёл их). Сам университет занимает лидирующие позиции в различных международных рейтингах, и мои старшие коллеги также рекомендовали обучение в Penn State Law. Я, в первую очередь, хотела изучать международный коммерческий и инвестиционный арбитраж, а в Penn State Law вели курсы такие известные преподавали, как профессор Катрин Роджерс и профессор Томас Карбоно, и это была большая честь учиться у них! Также, для меня было ценно получить опыт общения с юристами из разных стран. На нашем курсе училось более ста человек со всего мира, в таком классе неосознанно понимаешь, что изучаешь не только американское право, но и другие правовые системы. Сам университет находится в маленьком студенческом городке State College, где всё направлено на комфортное обучение: мало тратишь времени на дорогу, работают круглосуточные библиотеки, на территории кампуса множество спортивных залов и секций. Один из международных рейтингов в прошлом году назвал кампус Университета Штата Пенсильвании самым дружелюбным комьюнити, и это действительно так: вне зависимости от твоих интересов, увлечений, национальности, вероисповедания и т.п. ты всегда найдешь себе компанию и будешь себя чувствовать частью чего-то большего.

 

На какой программе ты училась?

- Я поступила на общую LLM, где за год нужно было получить 24 кредита (каждый предмет оценивается примерно в 3-4 кредита). На программе обязательными предметами были Введение в американскую правовую систему (Introduction to the American Legal System) и Юридическое письмо (Legal writing, research and analysis). Для того, чтобы в последствии иметь возможность сдать экзамен на получение лицензии юриста (bar examination) нужно было обязательно пройти курс по юридической этике (Professional Responsibility), а также получить 6 кредитов за курсы, направленные именно на изучение американской системы права. Также, можно было выбрать любую концентрацию (специализацию), взяв 3-4 курса схожей тематики.

 

Кто учился с тобой на твоей программе? Много ли иностранцев, русскоязычных студентов? Удалось ли завести близких друзей, и кто они – русскоговорящие, иностранцы? С кем легче всего было находить общий язык?

-На нашей программе учились одни иностранцы, чуть более 100 человек из 32 стран мира. Я была единственная русскоговорящая. Ещё в самом начале, все студенты разделились на группы по национальностям, сразу образовались компании китайцев, индусов, латиноамериканцев. Сначала было достаточно тяжело влиться в такие компании, даже могли возникать какие-то недопонимания из-за различия культур, но со временем все узнают друг друга поближе и за год обучения становятся по-настоящему близкими друзьями! В последствии тот факт, что я была единственной русскоговорящей студенткой, стал плюсом, ведь меня звали к себе на мероприятия и вечеринки все компании. Я до сих пор общаюсь со многими ребятами из университета.

 

Как прошла твоя языковая адаптация в США?

- До отъезда в США изучала английский язык в школе и университете. Я часто путешествовала по Европе, где общалась на английском языке, но опыта жизни в англоговорящей стране у меня еще не было. В первый месяц обучения мне было достаточно тяжело воспринимать речь профессоров на слух, но со временем я начала привыкать и даже стала поднимать руку и отвечать на занятиях. Также, сначала на слух было тяжело привыкнуть к разным акцентам, но тоже со временем начинаешь понимать все особенности. Здесь больше всего помогало постоянное общение дома и в университете на английском, особенно с носителями языка.

 

Сколько часов в день ты проводила на занятиях, и много ли времени отнимала подготовка к предметам? 

- Сами занятия занимали гораздо меньше времени, чем на бакалавриате в НИУ ВШЭ. За семестр можно было взять от 12 до 17 кредитов, это примерно 3-4 предмета. В неделю 2-3 пары по одному предмету. По пятницам пары сокращены до 50 минут, суббота и воскресенье - выходные. Самостоятельная подготовка к занятиям занимала большую часть времени, каждое домашнее задание составляло от 100 страниц текста, с которыми нужно было не просто ознакомиться, но и быть готовым к cold calling (когда профессор на занятии задаёт вопрос и вызывает любого студента).

 

Удавалось ли совмещать учёбу с работой? 

- Учебная виза (F1) даёт право иностранным студентам работать 20 часов в неделю на территории кампуса. Студенты, в основном, работают в библиотеках, в кафе на территории кампуса, проверяют билеты на студенческих мероприятиях, выдают спортивный инвентарь в спортзалах. А те студенты, которые за первый семестр успели хорошо зарекомендовать себя, в следующем семестре могли стать учебными ассистентами одного из преподавателей.

Я работала примерно 16-18 часов в неделю по утрам в будние дни перед учебой. Я вставала рано, около 6, но по вечерам и в выходные я была полностью свободна для подготовки к занятиям и отдыха.

Если вы планируете учиться и работать в США, то нужно заранее понимать, что подготовка документов и получение SNN (номер социального страхования) может занять от 1 до 1,5 месяцев.

 

Принимала ли ты участие в социальной жизни университета? Состояла ли ты в каких-нибудь студенческих клубах? Поделись, пожалуйста, своим опытом.

- В университете было более 1000 клубов по интересам, начиная от клуба любителей Гарри Поттера, заканчивая профессиональными гимнастами. Я состояла в русском клубе с ребятами из стран СНГ, а также с американцами, которые изучали русский язык и интересовались русской культурой. Также, я присоединилась к беговому клубу, а по пятницам ходила на уроки бачаты. Всю осень по субботам проходили матчи по американскому футболу, на которые собиралось до 110 тысяч человек, также проходили матчи по бейсболу, хоккею, баскетболу и др. Раз в месяц приезжали разные артисты, мне удалось побывать на концертах Jonas Brothers и The Chainsmokers, каждую неделю проходили различные тематические вечеринки. В марте из-за COVID-19 обучение перешло в онлайн, но несмотря на это, многие мероприятия перешли в онлайн-формат, более того университет постоянно поддерживал студентов в такое непростое время и организовывал бесплатные консультации с психологами.

 

Какие отличия, на твой взгляд, американских ВУЗов от российских?

- Сами системы юридического образования сильно разнятся в двух странах. В России для того, чтобы стать юристом, достаточно закончить четырёхлетний бакалавриат, а в Америке сначала нужно четыре года отучиться в колледже на любой специальности, а только затем, сдав специальный экзамен, необходимо пройти трехлетнее обучение в школе права, далее следует bar exam (экзамен на получение лицензии юриста), только после этого можно практиковать.

Главным различием в занятиях для меня оказался тот факт, что если в России есть лекции и семинары, на лекциях обычно профессора объясняют новый материал, а на семинарах отвечают студенты, то в Америке сначала студентам задается домашнее задание, а на занятиях его сначала спрашивают, а только потом преподаватель поясняет этот материал. В Америке в семестр студент проходит 3-5 предметов, когда в России может доходить до 10, также в Америке гораздо больше предметов на выбор. На мой взгляд, в Америке больше внимания уделяется вопросам того, каким должен быть юрист: является обязательным курс и отдельный экзамен на юридическую этику. Если российские студенты начинают работать с первых курсов, то в американских вузах студенты в учебное время полностью сфокусированы на учебе и стараются найти стажировки на летнее время.

 

Опиши свой обычный день в США (не учебный). Чем ты занималась в свободное от учебы время?  

- Как я уже упоминала, по пятницам в университете очень мало занятий, а если есть, то они сокращены. С самого утра я вставала около 7, собиралась, завтракала и шла на занятия. Я жила в downtown, а здание школы права было на противоположной стороне кампуса, я всегда шла пешком, это примерно 30-35 минут. В 9 часов у меня начинались занятия по юридической клинике, я была частью International Sustainable Development Projects Clinic. После пятиминутного перерыва в 11:05 у меня начиналось занятие по Контрактам. Что интересно, раз в неделю с иностранными студентами занимался именно преподаватель-лингвист дополнительно, чтобы разъяснять языковые особенности написания контрактов на английском языке. Моя работа была в 5 минутах ходьбы от здания школы права, поэтому уже в 12 я была на работе и находилась там до 2. Если в субботу и воскресенье я была занята подготовкой к занятиям, то в пятницу у меня был полностью свободный день и вечер. С 14:00 до 15:30 я виделась с друзьями из школы права. В 15:30 по пятницам я ходила в «русский клуб», который был создан для американцев, которые изучают русский, где мы общались, смотрели фильмы на русском, готовили русскую еду. После я шла на урок по бачате или играла в большой теннис. Также, часто по пятницам проходили университетские игры по хоккею или футболу, куда можно было пойти в качестве болельщика. Часто тематические вечеринки или мероприятия отдельных клубов начинались примерно в 20:00-21:00, а после студенты часто шли в бары, которые закрывались в 2:00.

 

Расскажи нам немного о городе State College. Какие плюсы и минусы ты нашла за время проживания в нем? Легко ли было найти жилье, подработку, удобная ли транспортная система, высокие ли цены товары первой необходимости?

- State College является студенческим городком в центре Пенсильвании и большую часть города составляет кампус Университета Штата Пенсильвании. В городе живет около 45 тысяч человек, в основном, это семьи профессоров или другие работники университета. Город маленький, но с очень хорошей инфраструктурой: внутри кампуса каждые 10-15 минут ходят бесплатные маршрутки, есть множество спортзалов, библиотек, кафе. В downtown есть торговые центры, кафе и бары. В городе студентам достаточно легко найти жильё, кампус окружён множеством жилых комплексов и домов. Студенты, в основном, живут в трёхэтажных сблокированных домах с тремя спальнями и общим залом с кухней, стоимость такого жилья на каждого студента примерно $400-750 в месяц. Если говорить о ценах, то они в несколько раз ниже, чем в крупных городах Америки. Главный плюс города - он создан для студентов и позволяет полностью сфокусироваться на учебе. С другой стороны, все конференции или какие-то профессиональные мероприятия, ярмарки вакансий проходят в больших городах, а networking - это важная часть обучения на LLM программе.

 

С какими трудностями ты столкнулась во время нахождения в США? 

- Сразу после заветного положительного ответа от университета я столкнулась с вопросами получения визы, поиском жилья, формированием учебного плана. Решить все эти вопросы достаточно сложно, если никогда с этим не сталкивался до этого. Мне повезло, что иностранным студентам предоставлялись контакты тьюторов, которые оперативно отвечали на все вопросы, даже самые очевидные. Сразу после приезда встаёт вопрос адаптации. Нужно привыкнуть к быту в новой стране, разбираться с бюрократией. Различия менталитетов также могут привести к различного рода недопониманием. Любой студент при наличии каких-либо проблем мог обратиться к тьюторам или в различные организации, помогающие студентам по определённым вопросам.

 

Расскажи нам, где ты сейчас работаешь и в какой должности? Считаешь ли ты, что твое обучение в Penn State помогло тебе получить данную работу?  

- Сейчас я работаю помощником адвоката в московском офисе коллегии адвокатов Pen&Paper в международной практике. 

Я думаю, при отборе кандидатов учитывается уровень образования и резюме с наличием LLM больше выделяется среди остальных. Более того, наличие степени за рубежом презюмирует владение юридическим английским. На LLM программе особое внимание уделялось юридическому письму, поиску релевантного законодательства и судебной практики, всё это помогло при прохождении разных этапов собеседования, как письменных, так и устных. Но, нужно отметить, что практически все задания и вопросы на собеседованиях в разных компаниях были связаны с российским правом, поэтому знание российского права является первоочередным.

 

Что ты можешь посоветовать студентам, которые хотят обучаться за рубежом?  

- Самое главное, что хотелось бы посоветовать — это верить в себя! Потому что единственное, что нас останавливает от поступления в университет за рубежом - это мы сами, наши убеждения и установки: я не знаю как туда поступить, я не смогу сдать экзамен на уровень английского, слишком дорогое обучение и т.д. Но на самом деле нужно лишь поставить цель (исходя из ваших запросов на обучение: хотите ли вы улучшить знание в определенной сфере, получить опыт обучения в определенной стране, хотите ли дальше практиковать за рубежом) и начать готовиться к поступлению.

Если совсем не знаете, с чего начать, то просто откройте ноутбук и в интернете ищите любую информацию: ищите университеты по международным рейтингам, заходите на сайты самих университетов, и там вы найдёте информацию о поступлении для иностранных студентов и стипендиях. Попробуйте связаться в социальных сетях (Facebook, LinkedIn) с людьми, которые учатся в интересующим вас университете, пишите знакомым знакомых, которые уже получили опыт обучения за рубежом. Поверьте, все вам обязательно ответят, потому что сами хотели бы иметь в начале пути такого человека, который бы им объяснил все тонкости: когда лучше подавать на визу, искать жилье и т. д.

Ирина, спасибо за увлекательную беседу! Уверенна, что интервью окажется полезным для многих студентов и позволит получить представление об обучении за рубежом.

         - Спасибо, Оксана, за интересные вопросы!

Интервью подготовила Оксана Родная