• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Юридическая клиника факультета права ГУ−ВШЭ: взгляд изнутри

Консультант юридической клиники факультета права ГУ-ВШЭ, студентка 3-го курса Ирина Княгинина - о работе Клиники и своем личном опыте

Реализация идеи юридической клиники с участием студентов и преподавателей факультета права ГУ-ВШЭ стала возможной благодаря окружному отделению «Деловой России» ЦАО г. Москвы при участии рабочей группы по поддержке малого и среднего бизнеса партии «Единая Россия». В юридической клинике все нуждающиеся в юридической помощи могут получить ее совершенно бесплатно. Более полугода Клиника осуществляет свою деятельность в общественной приемной депутата Государственной Думы РФ Сергея Железняка. Со стороны факультета права ГУ-ВШЭ деятельность клиники курирует старший преподаватель кафедры международного права Константин Филимонов.

Более подробно о юридической клинике мы узнаем у ее консультанта, студентки 3-го курса Ирины Княгининой.

- Ирина, почему Вы решил принять участие в деятельности клиники?

- О существовании Клиники я узнала от декана факультета права Евгения Николаевича Салыгина. В тот момент я рассматривала свою возможную работу в Клинике как хорошую альтернативу учебной практике и с радостью согласилась. И, должна заметить, ни разу не пожалела о своем решении.

- То, чем пришлось заниматься в Клинике, напомнило те задания, которые приходилось выполнять во время занятий и во время проверочных работ?

- Лишь отдаленно. Когда изучаешь юриспруденцию по учебникам или комментариям законодательства, система права кажется логичной, отлаженной. Как будто все возможные проблемы кто-то уже изучил и описал. Однако столкнувшись на практике с любым, даже, казалось бы, пустяковым делом, обнаруживаешь, что готовых ответов на возникшие вопросы нет. Право начинает представляться тебе уже не таким логичным и упорядоченным. И конкретно тебе, а не авторам учебника, на это раз приходится сопоставлять массу фактов с рядом норм, выводить цепочки суждений, позволяющим прийти в итоге к законному и обоснованному решению. Подытоживая, скажу, что в университете студенты изучают преимущественно теорию. Юридическая клиника дает возможность одновременно познать и практику. А без этого компонента, как мне кажется, обучение было бы неполным.

- Чем запомнился первый день работы в Клинике? Что больше всего поразило?

- В первый раз я просто сидела и слушала, как прием ведет Константин Владимирович. И, честно говоря, испытала определенный шок. Оказывается, для некоторых людей совершенно нормально прийти в бесплатную консультацию и просто сказать: «Год назад я дала признательные показания, подписала протоколы, сегодня вдруг извещена о том, что завтра мне будет предъявлено обвинение. Давайте указания, что мне делать». Как помочь в этой ситуации? Что можно сделать при таком раскладе дел? Но юрист, выступающий в роли помощника, не может просто уйти от ответа, он обязан искать какие-то ходы и решения поставленной перед ним проблемы.

- А как много времени потребовалось для того, чтобы самой начать оказывать помощь?

- Уже через неделю я начала самостоятельно вести прием. Конечно, было сложно. Но только работа в Клинике помогла мне понять, какую все-таки специальность я получаю в университете, она на многое открыла мне глаза. После нескольких недель общения с посетителями Клиники я стала задумываться: «И на каких основаниях я пыталась в свое врем повысить свои 9 баллов по Гражданскому процессу до 10? Ведь искренне казалось, что все знаю. Практика же показала, что знаю я максимум на «двойку», настолько это все сложно». Ни один человек, даже выучивший наизусть учебник, не узнает процесса до тех пор, пока не отработает несколько лет.

- Что, по Вашему мнению, имеет наибольшее значение в работе консультанта Клиники?

- Самое главное в работе - не поддаваться эмоциям. Мне запомнился один случай, когда ко мне обратился пожилой мужчина, инвалид II-й группы, ему было 90 лет. Поверив рекламе целебного нижнего белья, мужчина в результате общения с «врачами» накупил ненужных ему приборов и лекарственных средств на сумму около 700 тысяч рублей! Более того, ему ставили различные диагнозы, позже не подтвержденные, находили все новые недуги, которых на самом деле у человека не было, - и все это лишь для того, чтобы человек потратил все свои сбережения в надежде исцелиться! При этом у дедушки на руках не оказалось никаких письменных документов (квитанций, справок, рецептов), которые ему просто не давали. Что можно поделать в такой ситуации? Так и хочется помянуть этих «врачей» нехорошим словом, да и объяснить дедушке, что шансов доказать свою правоту практически нет. Но ты берешь себя в руки, вспоминаешь, что ты профессионал. Поэтому все выслушиваешь, спокойно записываешь, потом составляешь заявления, находишь необходимые адреса, телефоны, оцениваешь шансы на успех дела при обращении в суд, прокуратуру, иные органы и т.д. Только хладнокровие поможет выработать правильную стратегию действий, использовать все зацепки, чтобы помочь человеку.

- Приобретая практический опыт, обращали ли Вы внимание на то, с какими проблемами чаще всего обращались в клинику люди?

- Поработав в клинике, я узнала, как порой несправедлива валоризация пенсий. Узнала, что можно всю жизнь прожить и проработать, а потом из-за ошибки в свидетельстве о рождении тебе скажут, что нет такого человека, нет, естественно, и никакой пенсии. Узнала, что вдруг могут начать начисление квартплаты за умерших родственников спустя 9 лет их смерти. Как можно потерять деньги или жилье... Дела запущены, сроки прошли. Возможно всякое, и выход приходится искать и из безвыходных ситуаций.

Конечно, основная часть дел - это жилищные, семейные проблемы, помощь в составлении исков или договоров. При этом в клинику постоянно звонят люди, трубку передают «юристу» (то есть мне). И на вопрос: «Вы специалист именно по земельному праву?», приходится бодро отвечать: «Да, конечно!». Как и по жилищному, трудовому, гражданскому, иногда и уголовному. В Клинике вольно-невольно становишься специалистом широкого профиля. Как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж»!

- А какова роль факультета права в деятельности Клиники?

- Фактически, Юридическая клиника - это социальный проект факультета Права ГУ-ВШЭ. Она работает по принципу обычной юридической консультации, но, по сути, является той последней инстанцией, куда некоторые люди могут позволить себе обратиться - и финансово, и морально. Для них мы являемся единственной и последней надеждой. В этой ситуации мы просто не можем не сделать все, что в наших силах!

- Подводя итого сказанному, чем стала Юридическая клиника конкретно для Вас?

- Главная мысль, которую я хотела донести: Клиника - это твой собственный рост, и как специалиста, и как человека. Мне это напоминает сюжет американской драмы «Убить пересмешника»: отец главной героини был адвокатом, который встал на защиту невиновного, при этом осознавая безнадежность дела из-за расовой и социальной принадлежности своего подопечного. И делал это до самого последнего. Наша задача точно такая же: помогать социально незащищенным слоям населения, помогать тем, кто сам не может реализовать свои права. Разве не в этом ценность настоящего юриста?

Добавлю, что личностный рост проявляется и в том, что нужно иметь силы объяснить человеку, что в его случае никаких нарушений нет, но, увы, таковы положения действующего законодательства. И при этом даже не отвести взгляд. Это тяжело. Но есть в работе и награда: ситуации, в которых действительно можно помочь. И это сама большая радость!