• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Витражи на факультете права

Здание, в котором сейчас находится факультет права НИУ ВШЭ, было построено 1932 году. В 1960-х годах здесь разместили новый Московский институт электронного машиностроения, для нужд которого провели капитальный ремонт. Именно тогда стены аудиторий, коридоры и фойе оформили современными на тот момент материалами — панелями из ДСП с покрытием из шпона. В интерьерах также использовался анодированный алюминий.

Тогда же стеклоблоки на лестничных площадках решили закрыть витражами. Искусство витража, почти утраченное в первые десятилетия советской власти, к 1960-м годам достигло своего расцвета. Большой вклад в возрождение витража внесла художница, основатель кафедры стекла в Университете им. Строганова Валентина Петровна Статун. Вместе со слесарем-механиком А.П. Тихоновым она создала технологию сборки витража на алюминиевой арматуре — так называемый клепаный витраж.

Сборка клепаного витража происходит с применением заклепок и небольших алюминиевых пластин, которые накладываются в местах стыков. Вставленные стекла укрепляются с помощью специальных клещей, которые при сильном сжатии образуют бугорки, удерживающие стекла в ячейках. Технология оказалась простой, доступной, недорогой, и притом давала эффектный результат; в результате витражи, собранные методом Статун, стали массово создаваться в СССР, начиная с 1960-х годов. Именно таким способом изготовлены витражи на лестницах МИЭМ, а ныне — факультета права ВШЭ.

Для витражей В.П. Статун создала масштабные абстрактные композиции. Огромные, яркие витражи с их насыщенным колоритом создают эффект, подобный калейдоскопу: сочные тона красного, фиолетового, желтого, голубого и синего с применением контрастов белого и черного стекол, усиленные эффектом переменчивого природного света, наполняют пространство лестничных пролетов подвижной̆ живописной̆ стихией̆.

Вместе с тем витражи разработаны с тактом и мерой. Функциональные задачи учебного заведения преобладают здесь над сугубо художественными — отсюда и выбор декоративного, а не сюжетного решения. Образ получившегося пространства не имеет смысловой однозначности: он создает настроение и ощущения, а не определенные ассоциации.

Литература:

  1. Карякина Е.Ю. Роль строгановской школы художественного стекла в развитии отечественного стеклоделия. 1960-1990-е годы / Современная российская керамика. Взаимодействие направлений декоративного искусства: керамика и стекло. Художественная идентичность и интернациональный контекст. Москва: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2020. 513 с.
  2. Карякина Е.Ю. Роль В.П. Статун в восстановлении отечественного искусства витража. Новые методики обучения и новаторские приемы выполнения монументальных работ // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова, 2020, №2-1, с. 287—293.
  3. Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: учеб. для худож. вузов и уч-щ. М., Высшая школа, 1984. — 240 с.