Лицей НИУ ВШЭ: право как источник вдохновения
Мы ведем занятия в 10-х и 11-х классах в рамках учебного блока «Обществознание» на базовом уровне и в профильных классах на продвинутом уровне - у тех, кто желает связать свою будущую карьеру с юриспруденцией или же просто хочет больше узнать о праве. Занятия на базовом уровне позволяют усваивать необходимый уровень правовых знаний для участия в олимпиадах по обществознанию, успешно сдавать ЕГЭ и ориентироваться в жизненных ситуациях. В профильных классах мы даем права значительно больше.
Так, в этом году несколько учеников лицея стали участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву. При этом, стараемся пройти между Сциллой и Харибдой - с одной стороны, преподавать на уровне подготовки к олимпиадам по праву, с другой стороны, не загружать школьников большим объемом тех юридических знаний, которые они и так усвоят в университете.
Мы стараемся использовать в большей степени интерактивные методики: судебные процессы, ролевые и деловые игры, давать больше свободы для творчества, в том числе, возможность рисовать право и писать законы в стихах. В то же время, лицеисты работают с текстами кодексов, как и студенты в университете, пишут тесты, контрольные, рефераты, выполняют проекты.
Думаю, со временем Лицей станет местом, где зарождается русская интеллектуальная элита. К этому есть как минимум та предпосылка, что учиться сюда приходят люди с оригинальным, хоть и не всегда упорядоченным мышлением, люди, которым в целом интересно учиться, люди, не зацикленные на внешнем одобрении, оценке того, что они делают. Что удивительно, это обычно одни и те же люди.
В социально-гуманитарном знании есть три основных навыка, владение которыми на должном уровне критически важно для занятий юриспруденцией и отличает интеллектуалов от тех, кто ими не является. Это чтение, письмо и устная речь. Даже если обучающиеся профильных классов не станут впоследствии юристами, лишними эти навыки в жизни точно не будут. Конечно, мы учимся этому на юридических текстах. Побочным эффектом такого рода занятий является шлифовка эрудиции, улучшение памяти и дисциплина мышления. И, надеюсь, удовольствие от процесса.
Шаповалов Иван Александрович
Кафедра теории и истории права: Доцент
Содержание уроков по праву во многом представляется необычным - как с точки зрения школьного курса обществознания, так и с точки зрения образовательной программы бакалавриата факультета права. Необычность состоит в том, что, с одной стороны, предмет и уровень дискуссии вытягивается на научный уровень и право, в конце концов, преподается как наука, а с другой стороны, нет еще той способной пугать глубины и сложности, какую можно себе представить в университете в бакалавриате или тем более в магистратуре.
В текущий момент формируется очень оригинальный, с точки зрения концепции преподавания права, курс, нацеленный на формирование понимания того, как право живет, эволюционирует, какова динамика правовой системы и правовой культуры. Ничего подобного в обычной школе и университете представить невозможно, имея в виду и временной, и организационный ресурс.
На выходе получается профильное преподавание, сопряженное с экспериментом и творчеством, когда обучение превращается в содержательное правовое исследование и действительно наполнено полезными нетривиальными размышлениями и суждениями как преподавателей, так и лицеистов по самым актуальным вопросам, которые, надеюсь, понятны и интересны лицеистам, вдохновляют и раскрепощают их мышление.
Скоробогатов Владислав Юрьевич
Кафедра теории и истории права: Преподаватель
Одна из наших ключевых задач - помочь каждому учащемуся раскрыться, почувствовать интерес не только к дисциплине, но и к профессии юриста, увидеть, какое многообразие возможностей по применению знаний в области права открывается перед ним.
Разумеется, приобретение знаний и навыков высокого качества требует определенных усилий не только со стороны педагога, но и со стороны ученика, однако мы стараемся найти разумную грань между изучением права для собственного удовольствия и для целей сдачи экзаменов и углубления в профессию. На наших занятиях мы стараемся каждому дать возможность почувствовать себя специалистом в области права, способным разрешить проблемную ситуацию и даже составить документ.
Погружение в право немыслимо без формирования начальных практических навыков. Не ставя перед собой цели убедить каждого учащегося учиться на юриста, мы, тем не менее, даем возможность "примерить" на себя эту профессию в тот момент, когда все еще находятся в равных условиях с примерно одинаковым заделом в плане общих теоретических знаний в области юриспруденции. Мы стремимся показать, что право бывает разным и что профессия юриста не исчерпывается выполнением однотипных функций, представление о которых зачастую бывает сформировано на базе стереотипов.
Процесс обучения показывает, что практически каждый ученик хотя бы несколько раз в жизни сталкивался с ситуациями, в которых имели возможность получить частичное представление о том, как может применяться право; как правило, они пользуются возможностью на наших занятиях задать интересующие их вопросы о правомерности тех или иных ситуаций, путях решения каких-либо жизненных проблем правовым путем. Кто-то, увлекаясь иностранными языками, начинает искать информацию об особенностях правовой системы интересующей его страны; кто-то выступает с собственными идеями о том, какой документ он хотел бы попробовать составить.
Редко кто остается полностью равнодушным, даже если не каждый планирует специализироваться по данной профессии. И для нас, конечно, важно, чтобы каждый смог унести с собой после наших уроков какой-то интеллектуальный "багаж", который, вполне вероятно, еще не раз пригодится ему в дальнейшей жизни, независимо от выбора профессии.
Жукова Юлия Дмитриевна
Кафедра гражданского и предпринимательского права: старший преподаватель
Салыгин Евгений Николаевич
Факультет права: декан