• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Hic ius fit ars | Здесь право становится искусством

 

Юридическое образование в странах БРИКС: перспективы и вызовы в XXI веке

Юридическое образование в странах БРИКС: перспективы и вызовы в XXI веке

факультет права НИУ ВШЭ

В рамках Форума Консорциума юридических школ БРИКС на факультете права НИУ ВШЭ состоялась панельная дискуссия «Юридическое образование в странах БРИКС: перспективы и вызовы в XXI веке». Мероприятие объединило ведущих экспертов, деканов и представителей крупнейших юридических школ, чтобы обсудить ключевые тенденции и направления развития юридического образования в условиях стремительных глобальных изменений.

Дискуссию открыла заместитель декана по учебной работе факультета права Александра Касаткина, подчеркнувшая, что юридическое образование сегодня играет стратегическую роль не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и в укреплении взаимопонимания между странами БРИКС. Она отметила, что государства объединения сталкиваются со схожими вызовами — цифровой трансформацией, глобализацией правового пространства и необходимостью сближения теоретической подготовки с практическими требованиями.
В ходе мероприятия участники представили свои исследования и опыт реформирования юридического образования в своих странах.

Среди спикеров выступили:

Уша Тандон, проректор Национального юридического университета имени Др. Раджендры Прасада (Индия), с докладом о необходимости интеграции цифровых компетенций в юридические школы Индии.

М. Будели-Немаконде, декан юридического факультета Университета Южной Африки (UNISA), осветила трансформацию юридического образования в условиях дистанционного электронного обучения.

У Юнхуэй, декан юридического факультета Шанхайского университета политических наук и права (Китай), рассказал о развитии профессионального юридического образования в эпоху цифрового интеллекта.

Фэн Юйцзюнь, директор Исследовательского центра по вопросам права и религии Университета Жэньминь, представил анализ вызовов, стоящих перед юридическим образованием Китая, и возможных ответов на них.

Дипика Джаин, и.о. декана юридического факультета Университета «О.П. Джиндал Глобал» (Индия), остановилась на проблемах внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в университетах Индии, отметив, что они связаны с законодательными и инфраструктурными ограничениями, недостатком квалифицированных специалистов, а также серьезными этическими вызовами.

Парулиан Паиди Аританонг, декан юридического факультета Университета Индонезии (Индонезия), представил анализ ключевых проблем юридического образования в Индонезии — от качества подготовки и финансирования до доступности образования и особенностей законодательного регулирования.

Павел Соловьёв, декан юридического факультета Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой (Беларусь), выступил с докладом о тенденциях цифровизации юридического образования, связанных рисках и способах их минимизации.

По итогам обсуждения эксперты сошлись во мнении, что системы юридического образования стран БРИКС, несмотря на различия в правовых традициях и исторических контекстах, сталкиваются с общими задачами XXI века. Среди них — необходимость расширения цифровых компетенций, укрепления связи между теорией и практикой, а также повышения доступности и инклюзивности правового образования.
Участники подчеркнули, что данные вызовы одновременно открывают значительные перспективы для межгосударственного сотрудничества, запуска совместных образовательных программ, развития академической мобильности и формирования общего образовательного пространства, способствующего обогащению всех его участников.

Панельная дискуссия стала значимым шагом на пути к укреплению партнерства в сфере юридического образования внутри БРИКС и сформировала основу для дальнейших практических решений и научных инициатив.