• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Научный проект «Основы критической теории»

В сентябре 2014 г. на факультете права НИУ ВШЭ был создан Научный проект «Основы критической теории», авторами которого стали преподаватели кафедры теории праваР.Ю. Белькович,Б.В. Назмутдинов иА.А. Панов. Форма научного проекта выбрана для того, чтобы «формальными средствами решить неформальные цели»: в рамках учебной программы создать неформальную структуру. Поэтому в проекте могут участвовать студенты всех курсов. Однако первокурсникам предоставлялась также возможность включить его в обязательную часть учебного плана.

Сейчас студенты первого курса составляют основную аудиторию проекта. Он состоит из трех блоков: критическая теория государства, правовые теории XX века, дискуссионный клуб. По завершении блока критической теории государства студенты должны будут сделать доклад на конференции. Прохождение блока правовых теорий XX века завершается написанием статьи (впоследствии она будет опубликована в научном сборнике). Дискуссионный клуб завершается выступлением на круглом столе. Можно говорить о том, что каждый из блоков нацелен на то, чтобы сформировать у студентов определенные навыки, которые позволили бы им впоследствии реализовать себя в академической среде. Фактически это можно назвать еще одной целью научного проекта. Именно цели проекта отличают его во многом от привычных форм обучения на юридическом факультете, где, например, письменные работы пишутся зачастую только «для преподавателя», а устные ответы больше похожи на заученные определения из «традиционных» учебников, чем на рассуждения. Не всегда ясна цель подобных письменных и устных «упражнений». Научный проект же предлагает сразу ориентироваться на академические форматы, мыслить шире, вне рамок учебников.

            19 сентября 2014 г. состоялось первое заседание научного проекта.Родион Юрьевич Белькович в своей емкой вступительной речи объяснил это длинное и сложное название. «Критическая теория» (термин широко использовался франкфуртской школой неомарксизма) предлагает взглянуть на общество и его институты вне сложившегося дискурса описания реальности. Её суть – фундаментальная критика подобного «описания». Цель научного проекта, опираясь на принципы «критической теории», – изучать различные подходы к объяснению феноменов права и государства; создать интеллектуальную среду, в которой эти понятия и явления не обсуждаются в призме привычных догматических координат, а осмысляются совершено иначе, по-новому. Фактически изначальная задача проекта – ликвидировать дисбаланс знаний, существующий между студентами и преподавателями. Следующая ступень – создание особой клубной структуры, позволяющей свободно общаться на обозначенные выше темы.

           Булат Венерович Назмутдинов в своей вводной лекции рассмотрел возникновение самого термина «государство» (lo stato) и сделал исторический экскурс в историю зарождения «государства» как понятия и явления, отнеся зарождение государства как королевского государства к XVII в., а национального государства – к XIX в. Общий посыл выступления был в том, что «государство» – это, прежде всего, понятие и явление Нового Времени. Предыдущие политические объединения могут быть названы «государством» весьма условно, поскольку «государство» – это явление, отличное как от личности властвующего, так и подвластных.

После лекции состоялось обсуждение: студенты вспоминали, с какими определениями государства они сталкивались, какие из определений стали уже привычными. Например, некоторые говорили, что им импонирует определение государства как корпорации, юридического лица с рядом исключительных полномочий (сбор налогов, содержание постоянной армии). Однако вопрос, почему именно эта корпорация стала обладать исключительными полномочиями, почему именно ей подчиняются индивиды, вызвал замешательство. Некоторым запомнилось, что государство можно воспринимать как централизованный правопорядок, как предлагал Ганс Кельзен в рамках своего «чистого учения» о праве. Однако какие отношения между людьми образуют государство, почему люди хотят перенести часть своих прав и ответственности на правителя? К примеру, славянофилы придерживались позиции, согласно которой монарх представлял собой сакральную фигуру, отказавшуюся от своих интересов, чтобы посвятить себя интересам подвластных; подвластные же отказываются от своих политических прав в пользу монарха, чтобы посвятить себя развитию духовной, неполитической жизни. Студент первого курса Антон Торшин вспомнил, что с похожей идей он сталкивался при чтении  диалога Платона «Полития», который часто переводят как «Государство»: властвующие должны руководствоваться пользой, которую они могут принести подвластным. Первокурсник Антон Давыдов вспомнил, что государство не позволяет обществу скатиться в хаос.

Преподаватели задали вопрос: «Государство как аппарат предотвращения насилия в обществе. Кто автор этой концепции?». Чуть-чуть подсказали, что, скорее всего, имеется в виду трактат «Левиафан» Гоббса, где государство выступает как некий смертный бог, предотвращающий всеобщее истребление».

            Начало дискуссии было положено. Возможно, студенты будут вступать в диалог с преподавателем чуть активнее, когда будут свободнее ориентироваться в предложенных темах для обсуждения. Ждем дискуссионного клуба!

 

Шаблинский Антон, 4 курс