• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Игры юристов

С 1 по 6 февраля 2015 года в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» прошла Зимняя школа для поступающих в магистратуру.

. В её рамках студенты, прошедшие предварительный отбор, смогли непосредственно познакомиться с содержанием магистерских программ, преподаваемых на Факультете права НИУ ВШЭ, и принять участие в теоретико-правовой игре по теме «Формирование аналитической компетенции юриста».

            В ходе мероприятия студенты получили возможность напрямую обратиться к представителям магистерских программ с вопросами о поступлении, академической деятельности. Формат мероприятия подразумевал замечательную возможность студентов по общению друг с другом.

            День первый. Первый день Зимней школы ознаменовался отъездом организаторов и участников. С самого утра погожего воскресного дня участники из различных вузов Москвы, регионов России и стран ближнего зарубежья прибывали на Факультет права. В разношерстной компании отъезжающих встретились представители разных профессиональных направлений, заинтересованные в поступлении в магистратуру и совместном времяпровождении. И вот, час отъезда настал.

            По мере того как городской замоскворецкий пейзаж сменялся за окном переплетениями заснеженных трактов, организаторы и участники Зимней школы приступили к знакомству друг с другом. Добравшись до места назначения, участники расселились по комнатам, а затем собрались на вечерней трапезе. Изысканным десертом послужил доклад заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения В.Б. Исакова, закрывший вечер и обозначивший повестку на ближайшие дни.

            Для обнаружения ответов на поставленные вопросы участникам игры было предложено разделиться на четыре самобытные группы. «Что такое аналитические компетенции юриста?» – ответ на этот вопрос предстояло искать группе №2. «Как сформировать правового аналитика в условиях современной системы образования и возможно ли это?» – задача, поставленная перед группой №3, не уступала по актуальности всем остальным. Наиболее близкой к социальной действительности была тема группы №4: «Как правовая аналитика соотносится с юридической практикой, и нужна ли вообще аналитика практике?». Наконец, особая «рефлексивная» функция закреплялась за группой №1, возложившей на себя миссию философско-теоретического осмысления правовой аналитики и игрового контекста в целом.

Итак, проблемы были обозначены, участники взялись за дело.

Тесное взаимодействие с наставниками групп настраивало на деловой лад. От кафедры теории права и сравнительного правоведения в число научных предводителей и философских лидеров групп вошли: Б.В. Назмутдинов и Р.Ю Белькович (группа №1), А.К. Соболева и А.А. Сафонов (группа №2), Ю.Г. Арзамасов (группа №3), Д.В. Мазаев и А.А. Панов (группа №4).

Атмосфера здоровой конкуренции идей и проектов наполнила учебный центр, а отдельные группы, почувствовав общность задач, устремились к консенсусу. Мозговой штурм продолжался в течение всего дня, а актуальность вопроса усугубила вовлеченность студентов в процесс. Участники групп распределились по учебному центру, уединившись в аудиториях и активно включившись в игру. Методология подготовки удивляла своим разнообразием, например, настоящий мозговой штурм. Обсуждение, запланированное на второе февраля, приближалось.

            День второй. На второй день в знак торжественного открытия зимней школы от лица НИУ ВШЭ перед организаторами и участниками выступил проректор НИУ ВШЭ С.Ю. Рощин, осветивший перспективы обучения в магистратуре «Вышки» и актуальные вызовы, ожидающие абитуриента при поступлении.

            Вступительное слово было сказано, а состоявшийся накануне вечер подготовки увенчался выступлениями участников с их видением обозначенных проблем и путей их решения.

Череду презентаций открыла Группа №4, вдохновляемая А.А. Пановыми Д.В. Мазаевым, попытавшаяся в своей презентации обозреть соотнесение аналитической деятельности юриста и юридической практики. Новаторским размышлениям участников не было конца. В частности, докладчиками было предложено разграничивать фиктивную и подлинную юридическую аналитику. На рассмотрение были вынесены принципы подлинной аналитики, к которым было отнесено равенство заказчика и исполнителя, наличие объективного результата по итогам их взаимодействия. Не остался без внимания вопрос места юридической аналитики в публичном и частном секторе, в ходе изучения которого были затронуты другие немаловажные темы – контроля и системы оценки качества проведённого анализа. Наконец, были рассмотрены актуальные вакансии, предъявляющие требования к аналитическим способностям юриста – как в теории, так и на практике.

Удовлетворив любопытство в процессе беседы с проректором «Вышки» и утолив аппетит за обедом, участники продолжали работать над групповыми проектами.

День продолжился выступлением Л.А. Прокудиной, в деталях поведавшей участникам школы о магистерской программе «Юрист в правосудии».

В тот же день состоялось выступление Т. Бражник, подчеркнувшей особенности и достоинства обучения по магистерской программе «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности».

Несмотря на сравнительно небольшие периоды времени, отведённые на выступления, равнодушным не остался никто, а общение представителей кафедр с аудиторией благодарных студентов продолжилось и после докладов – во время перерыва на кофе.

День третий.

Далее была представлена магистерская программа по направлению «История, теория, философия», о которой студентам поведала доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения А.С. Туманова.

Для участников, предпочитающих теории практику, преимущества обучения на магистерской программе по направлению «Корпоративный юрист» осветила доцент кафедры предпринимательского права С.А. Чеховская. В рамках отведённого времени участники внимали презентации курсов и активно задавали вопросы докладчику.

Эстафету увлекательных выступлений принял профессор кафедры трудового права А.Я. Петров, в подробностях рассказавший о магистерской программе «Управление персоналом».

Воодушевившись общением с лектором и широтой возможного выбора, участники вновь приступили к работе. Рабочие группы представили заключительные доклады, которые были выслушаны с полным вниманием и поддержаны аплодисментами.

С заключительным словом по итогам игры выступил В.Б. Исаков.

Зимняя школа завершилась самодеятельным концертом, в котором выступили участники школы – как преподаватели, так и студенты.

  Георгий Тюляев,

Участник Зимней школы-2015