Права человека в России: все не так просто, как кажется
К сожалению, сама Уполномоченный, Элла Александровна Памфилова, не смогла посетить мероприятие. Примечательно, что обсуждение на столь, казалось бы, серьезные темы вышло на удивление живым и чрезвычайно ярким. Действительно, какая тема не стоит сейчас острее, чем права человека и их соблюдение? Занятно было наблюдать, как вначале не очень воодушевленная аудитория поблагодарила И.А. Скупову за выступление аплодисментами.
И.А. Скупова начала свой мастер-класс с ответов на вопросы студентов. Студенты не могли упустить такую возможность: тут же посыпались вопросы об опыте работы омбудсмена, о пределах его деятельности, о том, как соотносятся должности региональных и федерального уполномоченных, почему в государствах, несмотря на все институты (как уполномоченного по правам человека, так и гражданского общества), имеет место большое количество нарушений прав человека? На все эти животрепещущие темы слушатели получили развернутые, интересные комментарии, периодически переходившие в оживленные дискуссии между И.А. Скуповой и слушателями.
По словам И.А. Скуповой, институт уполномоченного по правам человека чрезвычайно персонализирован, каждый новый человек привносит свои, по его мнению, необходимые нововведения в методы защиты граждан, по-разному подходит к выполнению своих функций. Например, бывший УПЧ Владимир Лукин старался лично координировать работу аппарата, в то время как Элла Памфилова делает акцент именно на командной работе.
«Быть переводчиком с юридического на человеческий, и наоборот», – так определила И.А. Скупова главную функцию своего руководителя. К сожалению, из-за низкой правовой грамотности населения многие люди не осознают истинное предназначение института омбудсмена. Плохая осведомленность граждан о деятельности государственных органов является одной из причин необъективного отношения людей к власти, восприятия её действий как противозаконных, нарушающих права людей. Сложно объяснить людям специфику деятельности государственных органов, то есть согласно какой логике они работают, и почему эти действия порой могут показаться несправедливыми. И.А. Скупова также заметила, что многим людям сложно признавать себя неправым даже, когда их жалоба объективно не имеет оснований, поэтому важно донести это до каждого конкретного человека. Самым лучшим для И.А. Скуповой было письмо от заявителя, которое содержало следующие строки: «Спасибо, что объяснили мне, что я неправа».
В продолжение обсуждения вопроса о парадоксе защитой государства прав граждан и их же нарушениями властями, И.А. Скуповой было отмечено, что, зачастую, не всегда на первый взгляд кажущиеся неприемлемыми действия властей, на самом деле нарушают права людей. В связи с этим, Уполномоченный всегда взвешивает все факты, и часто проверяет обоснованность жалоб на органы государственной власти. Например, вопреки распространенному мнению, в учреждениях ФСИН, по словам И.А. Скуповой, очень хороший уровень медицинского обслуживания, и даже многие городские поликлиники не могут похвастаться тем же.
Формально, в осуществлении своих задач, таких, как содействие восстановлению нарушенных прав, правовому просвещению и т.д., УПЧ независимы от любых должностных лиц. Однако проблема, как утверждает И.А. Скупова, состоит в слове «содействие». Его рекомендации выполняются примерно на 18%, что, конечно, много для института, не обладающего распорядительными полномочиями, но подрывает веру людей в эффективность института. Однако даже с таким ограниченным функционалом УПЧ может помочь людям, к сегодняшнему дню став эффективной системой, борющейся за права людей.
Между тем, вопрос об открытости деятельности УПЧ также привлек внимание аудитории. Одним из слушателей было предложено создать на телевидении прямую линию связи с Уполномоченным по правам человека в России, куда может позвонить каждый гражданин и тут же получить ответ. И.А. Скуповой эта идея понравилась, и она пообещала доложить о ней Э. Памфиловой, попутно сообщив, что до этого момента никому такая мысль не приходила в голову.
Сейчас ведется большая работа по нормативному совершенствованию деятельности уполномоченного: необходимо продолжать разрабатывать меры по обеспечению независимости региональных уполномоченных по правам человека от органов исполнительной власти субъекта РФ. Под конец был задан интересный вопрос о том, какую роль играет лоббизм в деятельности УПЧ, на что И.А. Скупова дала вполне обоснованный ответ: «Да, лоббизм есть, и в этом нет ничего плохого. Ведь мы продвигаем интересы простых граждан, не получая за это никакого вознаграждения».
В целом, встреча оставила самое благоприятное впечатление: были затронуты острые вопросы, на которые были даны четкие ответы. Хочется верить, что стараниями таких талантливых людей, как И.А. Скупова и других сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека в России, истинно верящих в то, что они делают, ситуация с правами человека России непременно станет лучше.
Григорий Машанов, 1 курс