Определенность неопределенности: итоги круглого стола
В круглом столе принимали участие магистры второго курса программы «Публичное право», студенты юридических вузов Москвы, гости из нижегородской Вышки; модераторами выступили профессора М.А.Краснов и И.Г.Шаблинский. Целью дискуссии стало определение состояния правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права России.
Во время обсуждения была предпринята попытка проанализировать современное состояние российского законодательства, обозначить слабые места и предложить свое видение решения проблемы.
В целом в ходе дискуссии пришли к мнению, что за незначительными исключениями состояние конституционно-правового законодательства характеризуется недопустимой для эффективного правового регулирования множественностью и нестабильностью нормативных правовых актов. В связи с этим можно говорить о новой специфической для России трактовке правовой неопределенности, которая возникает не только из неясности или двусмысленности отдельной правовой нормы, но и из общего непоследовательного, противоречивого и нестабильного правового регулирования, когда для субъектов правоотношений неочевидны границы их правомерного и противоправного поведения, а коллизии действующих нормативных правовых актов не допускают их единообразного понимания и толкования правоприменителями. Такое понимание правовой неопределенности, безусловно, нуждается в научном осмыслении и во внедрении в практику оценки конституционности нормативно-правового материала. Кроме этого однозначным выводом является постановка перед государством вопроса вопрос о глобальной ревизии (систематизации, кодификации и консолидации) законодательства, которая не проводилась в нашей стране более двадцати лет.
По мнению участников круглого стола, подобная форма лабораторных магистерских исследований довольна полезна и интересна; и в определенной модификации может быть распространена на всех студентов магистратуры первого года обучения; а проведение подобных круглых столов как итогов учебных исследований могло бы войти в постоянную учебную практику.