• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Иски можно будет отправить через портал госуслуг

Это поможет сократить длинные очереди в судах, а слугам Фемиды — быстрее рассматривать дела. Профессор кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, федеральный судья в отставке Сергей Пашин в обзоре газеты "Известия".


В регламент Верховного суда планируется внести изменения, которые позволят гражданам направлять в электронном виде иски в суды с портала государственных услуг. Об этом «Извес­тиям» рассказал источник в Верховном суде. Нововведение сначала коснется мировых судов, в дальнейшем подача виртуальных жалоб может стать повсеместной. По мнению экспертов, такая мера облегчит работу судей, которые ограничены в обработке исков жесткими временными рамками: изменение в регламенте Верховного суда позволит мгновенно и дистанционно передавать госорганам документы, а также сократит очереди на подачу исков в судах.

— Это делается для того, чтобы облегчить жизнь мировым судьям. На портал госуслуг можно зайти по электронной подписи, универсальной электронной карте (УЭК) или завести на сайте свою учетную запись — авторизация тщательная, — пояснил источник «Извес­тий». — Скорее всего, подача документов будет возможна посредством электронной подписи.

Оперативно получить комментарий в пресс-службе Верховного суда не удалось.
Изменения в регламенте Верховного суда логически продолжают находящийся на рассмотрении во втором чтении в Госдуме законопроект Минюста 
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)», который создавался при участии Минкомсвязи и Минэкономразвития. Согласно проекту закона, в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства. Обращение должно быть подписано заявителем его электронной подписью посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда. 

К документам можно будет также приложить электронные материалы, «изготовленные иными лицами, органами, организациями в свободной форме или форме, установленной для этих документов законодательством Российской Федерации», и они должны также иметь электронные подписи. Виртуальные документы можно будет представить в суд на любом информационном носителе.

Также лица, участвующие в судебных процессах, будут иметь возможность по ходатайству получать электронные документы из судов.

Электронная связь будет двусторонней: судебные решения (если они не содержат сведения, составляющие государственную тайну) смогут также направляться по Сети. У судей будут отличные от обывателей «усиленно квалифицированные электронные подписи», которые приравниваются к «живым», написанным на бумаге.

В пояснительной записке причиной инициирования законопроекта названа уже работающая в России практика создания электронных документов и передачи их заинтересованным лицам нотариусами, а также необходимость создания единого «информационного пространства судов и нотариата» и унификации оказания государственных услуг. Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года.

В пресс-службе Минком­связи пояснили, что на сегодня в России существует три вида электронных подписей: простые (ПЭП), усиленные (УЭП) и квалифицированные (КЭП).

— ПЭП имеет комбинацию логин–пароль и подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная — не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. Сообщение с простой или усиленной электронной подписью может (по предварительной договоренности сторон и в специально предус­мотренных законом случаях) быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, — сообщили в ведомстве. — КЭП подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра и во всех случаях приравнивается к бумажному документу с «живой» подписью. Какой вид подписи необходимо использовать при предоставлении той или иной госуслуги, определяют конкретные госорганы.

В Минкомсвязи также добавили, что квалифицированная электронная подпись уже сегодня доступна каждому.

— Для идентификации пользователя посредством КЭП в настоящее время на территории России действует более 200 специальных удостоверяющих центров, где любой гражданин может получить электронную цифровую подпись со специальным USB-носителем. Для этого нужно личное присутствие и паспорт, — отметили в пресс-службе.

В Минкомсвязи напомнили, что сегодня в первом чтении одобрен законопроект, который вносит изменения в ФЗ «Об электронной подписи». В случае одобрения он позволит создать условия для использования КЭП с мобильных устройств.

— Пользователи электронных подписей смогут применять одну УЭП в разных случаях, — сказали в пресс-службе.

Профессор кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, федеральный судья в отставке Сергей Пашин пояснил, что традиционный (бумажный) документооборот отнимает у судей очень много времени.

— Российские сроки обработки исков и уголовных дел на Западе считаются чрезмерно короткими: исковое заявление должно быть рассмотрено в течение пяти дней, судебное рассмотрение дела должно закончиться в течение одного (редко двух) месяца, максимальный срок работы апелляционной инстанции — 45 суток. Страна большая, и дела «путешествуют» медленно, а когда приходят — их нужно отписывать, — отметил Сергей Пашин. — Сейчас, если документ изложен на электронном носителе, то можно скопировать кусок оттуда и вставить в судебное решение. Раньше такого не было. Все писалось от руки, позже стало перепечатываться.

По оценке бывшего судьи, в день на одного судью приходится рассмотрение в среднем пяти дел.

— Все зависит от места его работы: в селах дел меньше. В Москве судья выносит 1–2 приговора в день, также он параллельно занимается гражданскими, административными делами, жалобами, к примеру, на следователей, — сказал Сергей Пашин. — В столичных судах работа судей упрощается тем, что у них есть специализация — «криминалисты» не занимаются гражданскими делами, но в регионах (если суд небольшой) никакого распределения нет.

Однако экс-судья уверен, что у граждан должны оставаться варианты, как иски передать в суды, ограничивать россиян электронными документами нельзя.

— Практика использования нетрадиционных документов с начала XXI века уже опробована и работает в арбитражных судах, применительно к юридическим лицам. Зарекомендовала она себя положительно, но нужно помнить, что у организаций есть юридический аппарат, который занимается подготовкой документов, а у простых граждан — нет. Не у всех россиян есть компьютер и не все, кто подает иски, компьютерно грамотные, — подчеркнул Пашин. — Суды не должны во имя своего удобства заставлять граждан делать то, что они не умеют. Суды работают для общества, а не наоборот.

В свою очередь, председа­тель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе объяснил, что передача исков с помощью портала госуслуг связана с тем, что этот сайт адаптирован для обработки электронных подписей.

— На портале нужно проходить идентификацию, регистрироваться, а проверка электронной цифровой подписи приравнивается к проверке уполномоченным бумажного паспорта, — сказал Трапаидзе.

Он также заверил, что подделка электронных подписей маловероятна.

— Ее непросто зарегистрировать — нужно получить так называемый чип, несущий закрытую информацию, — пояснил Константин Трапаидзе. — Электронный документооборот — серьезное продвижение в плане доступности право­судия. Но не стоит думать, что с упрощением системы подачи исков увеличится количество жалоб. Иск нужно правиль­но оформить, а к нему приложить также в электронном виде соответствующие документы.


Источник