"Права на город"
Иван Медведев, кандидат юридических наук, руководитель городского сообщества Московского региона «МетроСмайл», начал свое выступление с разговора об Анри Лефевре и его концепции «права на город». Лефевр исследовал право на город в рамках теории пространства. В своих работах он писал о нескольких уровнях пространства: физическом (физические объекты), социальном (наше восприятие физических объектов) и уровне повседневной жизни, являющимся некой прослойкой между двумя предыдущими. Особое внимание Лефевр уделял переходу физических объектов в сферу эмоций человека, что влекло за собой своеобразное «приобретение права» на эти объекты. Таким образом люди приобретают и право на город, на физические объекты его составляющие. При этом Лефевр различал активных горожан, которые по-настоящему «обитают» в городе, и неактивных, которые фактически представляют собой физические объекты.
Постепенно уходя от теории Лефевра, лектор сосредоточился на юридических правах, которые предоставляет российское законодательство в сфере городского пространства. К таковым можно причислить, например, право на благоприятную окружающую среду, на свободу собраний, на участие в публичных слушаниях, на благоприятные условия жизнедеятельности (закреплено в Градостроительном кодексе), право на информацию (в идеале должны быть доступны решения, публикуемые градостроительной комиссией города). Были рассмотрены несколько кейсов, иллюстрирующих, как эти права можно попытаться реализовать на практике. Так, жители района Братеево обратились в суд, оспорив постановление об изменении названия станции метро Братеево на Алма-Атинская. Юрист, составлявший исковое заявление, указал, что нарушено право на благоприятную окружающую среду. Причем право нарушено в антропогенном сегменте: новое название не отражает топонимику местности. Дело было проиграно. Однако как пример трактовки права на благоприятную окружающую среду оказалось весьма интересно.
Также обсуждались процессуальные формы участия граждан в решении городских вопросов. Стержневым вопросом темы было: относится ли городская среда (ее различные стороны) к частным интересам конкретных субъектов или к категории публичных интересов? Принадлежность тех или иных интересов к публичным означает, что их судебная защита может осуществляться лишь по инициативе прокурора, общественных организаций, но не отдельных граждан. Например, отдельный гражданин не может подать иск с требованием прекратить снос усадьбы (или «закатывание парка в асфальт») в связи с тем, что это нарушает интересы группы граждан, посещающих эту усадьбу по выходным.
Во встрече принимали участие руководитель проекта Закон.ру В.А. Багаев и научный руководитель факультета права А.А. Иванов. В.А. Багаев дал небольшой комментарий, в котором отметил, что необходимо понять, стоит ли рассматривать право на город как совокупность процессуальных прав или как некое материальное право. А.А. Иванов заметил, что признание материального права на город неизбежно повлечет определенные ограничения в использовании городского пространства для разных групп людей, например, для рыночных торговцев. Для таких групп необходимо предусмотреть систему компенсаций, предоставляемых государством.
Но на самом деле, как бы ни была увлекательна дискуссия, основные краски вечера были привнесены изящными, талантливыми выпускницами Московской консерватории Дарьей Давыдовой и Маргаритой Брындиной. Думаю, что душные стены здания на Ордынке, приютившие гостей этим вечером, никогда за свою историю не становились импровизированным залом для подобных выступлений. Наверно, никогда еще не разлеталось по этажам старого дома, отскакивая от стен аудитории, сильное звучное сопрано, сопровождаемое мягкими звуками электронного пианино. Девушки незаметно появились к середине лекции с сиренью в руках. Класс наполнился весенним ароматом. Маргарита и Дарья исполнили романс С.В. Рахманинова «Сирень», романс «Опьянела» авторства Н.В. Зубова, несколько французских городских романсов (Франсис Пуленк «Дороги любви», Клод Дебюсси «Звездная ночь») и русскую народную песню. Публика, как мне показалось, была отчасти в восторге, отчасти в некотором замешательстве. Услышать городские романсы в городе вне оперы или театра, как это ни парадоксально, сейчас довольно сложно.
Думается, что прошедший вечер показал, что формат лекции, подразумевающий монолог профессора (иногда также дискуссию), вовсе не обязательно должен исчерпываться изложением тех или иных теоретических положений, идей. Идеи могут передаваться не только через речь, но и через музыку. Или по-другому: музыка может быть иллюстрацией, или необходимым фоном для идеи.
Антон Шаблинский, 4 курс