• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Мой «Фантом» теряет высоту

Политолог-американист профессор ВШЭ Александр Домрин — о том, почему США не везет с политиками с военным прошлым. 

Американские журналисты давно раскопали скелеты в шкафу неприкосновенной коровы штата Аризона — сенатора Маккейна. Характерен подзаголовок одной из статей, посвященных якобы его героической службе во Вьетнаме: «Более пристальный взгляд на жизнь и карьеру кандидата показывает тревожные признаки безрассудства и нечестности».

«Мажор», сын главнокомандующего Тихоокеанским флотом США Джон Маккейн решил поиграть в войнушку. Разбил шесть (по другим данным — восемь) самолетов, но благодаря высокому покровительству — не только отец, но и дед Маккейна были адмиралами ВМС США — продолжал службу. Совершил всего 22 боевых вылета, пока не был сбит над Ханоем советской зенитной ракетой С-75 «Двина». Вполне допускаю, что командовал зенитно-ракетным комплексом офицер с подозрительно не вьетнамским именем Ли-Си-Цын. Вполне в духе советского фольклора, которое так актуально перепел Егор Летов. Также думаю, что за годы, проведенные в плену, Маккейн не раз слышал русскую речь, чем и объясняется долгая русофобская активность сенатора.

Не все наблюдатели принимают на веру рассказы самого Маккейна о том, что только многочисленные пытки заставили его подписать признание в совершении военных преступлений. Много лет спустя в интервью одной итальянской газете Нгуен Тьен Тран, главный тюремный охранник тюрьмы, в которой содержался Маккейн, утверждал, что условия содержания в тюрьме были «жесткими, но не бесчеловечными… Мы никогда не пытали Маккейна. Наоборот, мы сохранили ему жизнь, лечили чрезвычайно дорогими лекарственными средствами, которые порой не были доступны нашим собственным раненым».

Джон Керри также служил во Вьетнаме, командовал легким патрульным катером в бухте Камрань. Но и вокруг его военной карьеры до сих пор ходит много споров. Во время предвыборной кампании 2004 года Джон О’Нил, преемник Керри на посту командира его патрульного катера, выпустил книгу о своем предшественнике с красноречивым заголовком «Непригоден для командования» (Unfit for Command) и сенсационными разоблачениями, где он, в частности, утверждает, что два из трех ранений, за каждое из которых Керри получил «Пурпурное сердце», не были причинены огнем противника. Иными словами, были самострелом!

Вернувшись на родину, Керри примкнул к антивоенным активистам. Известная кинохроника запечатлела Керри вместе с примерно одной тысячей других ветеранов в шумной кампании по возвращению своих боевых наград правительству США. Свыше двух часов ветераны бросали свои медали, орденские ленточки, фуражки и мундиры за забор, возведенный перед центральным входом в Капитолий. Керри также бросил какие-то медали со словами о том, что он делает это «во имя мира и справедливости» и для того, чтобы «разбудить эту страну раз и навсегда». Красивые слова, красивый жест. Но и здесь не обошлось без лицемерия. Много лет спустя сам Керри рассказал, что девять выброшенных им медалей… были не его, а двух других ветеранов. Свои боевые награды он бережно хранит дома.

Семь недель в Сенате США шли дебаты об утверждении другого ветерана Вьетнамской войны и исключительно достойного политика Чака Хейгела министром обороны в администрации Барака Обамы (2013 — 2015). Сержант пехоты Хейгел был отмечен двумя медалями «Пурпурное сердце» и «Крестом храбрости».

Чем же Хейгел так не угодил Маккейну, заявившему, что Хейгел не «подходит для этой должности», и другим республиканцам. Его подозревали в излишнем «миролюбии»: он не поддержал войну США в Афганистане, выступал за переговоры с Ираном и — о боже! — критиковал Израиль. А в 1999 году он стал единственным сенатором, отказавшимся подписать открытое письмо президенту России Ельцину, угрожая урезать помощь России, если она не примет меры против мифического роста антисемитизма в стране. Вместо этого Хейгел написал письмо президенту Клинтону по этому вопросу, заявив, что «антисемитизм или любая форма религиозного преследования никогда не должны допускаться».

Разве мог политик с такими взглядами быть членом команды Обамы? Не сработались! Уже в ноябре 2014 года было заявлено о предстоящей отставке Хейгела.

Еще один «Фантом» еще одного американского политика с боевым прошлым потерял высоту в политических джунглях Вашингтона. Перефразируя Михаила Жванецкого, может, американцам «что-то в консерватории подправить?»

Источник