Международная научно-практическая конференция «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
В работе конференции приняли участие сотрудники Администрации Владимирской области (В.А.Земсков, В.Н. Коматовский и др.), судьи (Ю.В. Самылов и др.), главы муниципальных образований (В.М.Рогов и др.), Академии Международного Института (проректор Ю.А. Дмитриев), Центра государственного и муниципального управления (директор С.Н. Юркова, зам.директора А.Н. Широков), Владимирского юридического института ФСИН России (начальник С.Н. Емельянов, начальник кафедры С.Н. Ушаков, курсанты).
ГУ-ВШЭ на конференции представлял профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения, доктор юридических наук Ю.Г. Арзамасов, он открыл работу конференции, выступив с научным докладом «Кодифицированные результаты ведомственного нормотворчества: виды и основные проблемы». В ходе выступления им были выделены следующие проблемы ведомственных кодифицированных актов.
-
Практически во всех федеральных министерствах и службах кодифицированные акты утверждаются приказами, то есть актами, обладающими меньшей юридической силой.
-
Нормы административных регламентов часто дублируют нормы положений о федеральных органах исполнительной власти.
-
Административные регламенты оформляются в виде приложений к приказам федеральных органов исполнительной власти, но на практике к данным приложениям идет еще целый ряд приложений в виде таблиц, схем и т. п.
-
Проблема возможности делегирования нормотворческих полномочий федеральными министрами и руководителями федеральных служб своим структурным и территориальным подразделениям.
-
Необходимость государственной регистрации всех ведомственных нормативных актов, поскольку отказ в регистрации отдельных актов на практике приводит к нарушениям прав и свобод российских граждан.
-
Проблемы, связанные со сроками вступления ведомственных нормативных правовых актов в юридическую силу, поскольку по ныне действующему правилу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в юридическую силу через десять дней после их опубликования. Однако точную дату опубликования таких актов определить довольно трудно, поскольку в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти на обложке указывается дата подписания данного сборника в печать.
В заключении своего выступления профессор Ю.Г. Арзамасов отметил, что правовое регулирование опоздало фактически на 17 лет, поскольку сразу же после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации следовало бы принять федеральный закон «Об источниках права в Российской Федерации», закрепив в данном документе все виды (формы) источников права. Помимо этого, следует принять такие видовые федеральные законы как «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» и «О нормотворческой деятельности и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации», в последнем следует четко разграничить предметы регулирования законов и ведомственных нормативных правовых актов. В нормах данного федерального закона необходимо закрепить не только нормотворческую компетенцию федеральных органов исполнительной власти, но и формы ведомственных актов, что реально будет способствовать их унификации. Помимо этого, в федеральном законе «О нормотворческой деятельности и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» надлежит зафиксировать все этапы (стадии) ведомственного нормотворческого процесса, порядок учета и хранения ведомственных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления контроля за ведомственным нормотворческим процессом и легитимностью ведомственных нормативных правовых актов.