• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Связывая прошлое с настоящим: о презентации книги Б.В. Назмутдинова «Законы из-за границы: политико-правовые аспекты классического евразийства»

15 сентября 2016 г. на факультете права НИУ ВШЭ в рамках методологического семинара кафедры теории и истории права прошла презентация книги доцента этой кафедры Булата Назмутдинова «Законы из-за границ: Политико-правовые аспекты классического евразийства».

В беседе приняли участие Владимир Исаков (заведующий кафедрой теории и истории права НИУ ВШЭ) Рустем Вахитов (доцент Башкирского государственного университета), Анастасия Туманова (академический руководитель образовательной программы «История, теория и философия права» НИУ ВШЭ), Дмитрий Полдников (доцент кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ) и др.

Поначалу название книги («Законы из-за границы») вызвало у собравшихся вопросы и недоумение. Автор пояснил, что речь в работе идёт не о зарубежных нормативных правовых актах, а о различиях между культурами, вызванных в том числе территориальным размежеванием, что для такого геополитического направления, как евразийство, было очень важно. Необычное название труда можно объяснить и тем, что евразийство, возникнув в начале 1920 гг., пыталось не только познать смысл российской революции, но и сформулировать законы и правила для России-Евразии, уникальность которой подчёркивалась представителями этого движения, т.е. эмигрантами, наблюдавшими за родиной со стороны.

Прежде, чем перейти к содержанию книги, Б. Назмутдинов сделал небольшой экскурс в историю формирования евразийства как идеологического движения, фактически зародившегося в странах Восточной Европы. Его отцами-основателями являются молодые учёные-эмигранты: филолог Н.С. Трубецкой, геоэкономист П.Н. Савицкий, музыковед П.П. Сувчинский и историк Г.В. Флоровский. Изначально евразийство осмысляло кризис, в который попало российское государство и российская культура. Из неприятия сложившейся ситуации и отстранённости от привычных проевропейских трактовок России сложилась концепция, представлявшая нашу страну как нечто исключительное, самобытное, не тяготеющее ни к западу, ни к востоку, но являющее «мир в себе».

Новизна книги Б. Назмутдинова заключается в том, что предметом изучения автор выбрал политико-правовые аспекты теории, в то время как другие работы, раскрывающие тему евразийства, носят культурологический, политико-философский, либо общеисторический, даже историософский характер. Основной проблемой реанимации политико-правовых идей евразийцев в современной России, с точки зрения исследователя, является то, что они не сформировали целостной политико-правовой доктрины. Политическое евразийство по своей сути эклектично, и его ключевые понятия («идеократия», «правообязанность», «демотия») определялись по-разному в зависимости от контекста и подхода различных представителей евразийства. Именно эта неопределённость трактовок сделала невозможным применение евразийских теорий на практике в первой трети XX в. Кроме того, следует отметить, что евразийство, возникшее  в Софии в 1921 г., впоследствии не развивалось в рамках одного института или города, оно развивалось в нескольких местах единовременно: Праге, Брюсселе, Белграде, Париже и др. Расположение евразийских сообществ зависело от местонахождения кружков русской эмиграции, разница в географических локациях приводила к тому, что каждое сообщество имело нюансированную политико-правовую ориентацию. Так, Белградский кружок евразийцев изначально был «правым», а Брюссельский – «левым» по своим усмотрениям. Особое внимание автор книги уделил тому, как пересматривались позиции евразийства в 30-е гг. XX в., как выстраивались отношения его представителей к советскому, нацистскому, иным политическим проектам и конституционно-правовым формам.

Главная сложность в изучении евразийства, по словам Б. Назмутдинова, заключается в том, что оно многоаспектно – учёному приходится постоянно открывать новые стороны течения, «склеивая» их при этом с остальными. Вторая особенность, которую также нужно учитывать, — это объёмность исследовательской литературы о евразийстве. Докладчик посетовал на то, что чешско-, сербско- и даже германоязычные книги о евразийстве сравнительно неизвестны в России, тогда как работы на английском языке известны российскому академическому сообществу достаточно хорошо.

Автор книги отметил, что в процессе её написания важно было отталкиваться не только от исследований, но и от первоисточников. Были изучены не только официальные евразийские издания («Евразийские временники» и «Евразийские хроники»), монографии и брошюры евразийцев, но и внутриевразийская переписка, которую можно обнаружить не только в Государственном архиве Российской Федерации, но и в Славянской библиотеке г. Праги.

Само издание состоит из трёх частей: первая раскрывает динамику формирования и развития евразийства, а две другие посвящены понятиям «государства» и «права» в контексте евразийской парадигмы. Отвечая на вопрос доцента Школы философии НИУ ВШЭ А.В. Марея об идейных вдохновителях взглядов евразийцев на государство, докладчик подчеркнул, что политическим идеям Л.П. Карсавина предшествовали органические теории государства. Ряд евразийцев был склонен представлять государство в качестве первичного субъекта, довлеющего над личностью. Другие евразийцы, например, Н.Н. Алексеев, считали первичным субъектом коммуникации индивидуальную личность, государство же, по их мнению, являло собой не коллективную личность, а порядок общения, созданный взаимодействиями индивидов. Здесь, как замечает автор книги, можно заметить влияние Аристотеля. Н.С. Трубецкого можно, наоборот, отнести к платоникам, если вспомнить его идею о трёхпарламентской системе правления, намекающей на идеальное политическое устройство у Платона.

Анализируя те или иные точки зрения, докладчик имел целью не просто донести до читателя информацию о политико-правовых идеях мыслителей, но и воссоздать среду, в которых они формировались, подчеркнуть не только формально-логические противоречия между понятиями, но попытаться воспроизвести их диалектическое притяжение. Б.В. Назмутдинов отметил, что история идей — в каком-то смысле история осовремененного прошлого, и при написании книги он ставил перед собой задачу объяснить современному человеку то, что произошло в прошлом, на понятном читателю языке.

В заключение презентации автор поделился дальнейшими планами по публикации им в соавторстве с коллегами переписки Н.Н. Алексеева и П.Н. Савицкого1957-1961 гг., в которой обсуждалась весьма интересная послевоенная проблематика – впечатление жителей Запада от политики Хрущёва, практику и теорию «русского космоса», деколонизацию Африки и других стран.

Со своей стороны добавим, что современность также намекает нам на некоторые сюжеты классического евразийства. Идея создания континентальной экономики в рамках Евразийского союза отчасти связана с идеями П.Н. Савицкого. Об этом и многом другом можно прочесть в заинтересовавшей нас книге.


Текст: Алена Геращенко, 3 курс бакалавриата факультета права
Фото: Дмитрий Мазаев, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права