• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Пармезан и советское шампанское. Обзор лекции профессора Алана Вирта «Geographic Indications (GIs), Food Safety & Sustainability»

13 февраля на факультете права НИУ ВШЭ состоялась встреча с экспертом в области права международной торговли и устойчивого развития Дэвидом Аланом Виртом, выпускником Yale Law School и профессором Boston College Law School.


Тема лекции «Geographic Indications (GIs), Food Safety & Sustainability» («Географические указания, пищевая безопасность и устойчивое развитие») заинтересовала и российских, и иностранных студентов, которые приехали в НИУ ВШЭ по обмену.

Лекция состояла из двух частей. Вначале были рассмотрены правовые источники регулирования указанных в теме явлений. Позже – отношение к географическим указаниям и продовольственной безопасности в рамках зон свободной торговли и интеграционных объединений.

Целью товарного знака является информирование аудитории о производителе товара. Профессор Вирт отметил, что GI – обозначение, разработанное с той же целью – целью осведомления потребителя продукции о месте его происхождения и производства. Таким образом, географическое указание ( GI) – это обозначение, используемое на товарах, которые обладают особыми свойствами или репутацией, присущим географическому месту их происхождения. В более общем плане географическое указание состоит из названия места происхождения товаров.

Как считает Д.А. Вирт, проблема использования географических указаний особенно остро обозначена в отношениях Европейского Союза и Соединённых Штатов Америки в рамках ведущихся переговорах о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (TTIP).

Европейский Союз подчёркивает, что для него защита GIs играет важную экономическую и культурную роль. Так, деятельность местных сообществ ЕС по производству тех или иных продуктов способствует их экономическому развитию и культурной самоидентификации. Благодаря особому географическому индикатору, размещаемому на продукции, растёт значимость и востребованность малого бизнеса, инвестиции поступают в отдалённые области, решаются вопросы трудовой занятости населения. Следовательно, отсутствие должной охраны географических указаний может оказать негативное влияние и на производителя, и на потребителя.

США в свою очередь заявляют, что сохранение существующего режима использования географических указаний является преградой на пути выстраивания режима свободной торговли и конкуренции. В письме 50-ти сенаторов США отмечается следующее: «Европейский Союз заключает соглашения о свободной торговле (FTAs) с целью убеждения своих торговых партнёров в том, что установление барьеров для экспортируемых из США товаров необходимо. Географические указания – лишь предлог. Отказ от их использования со стороны США является основанием для применения вышеуказанных мер». И эти меры носят исключительно протекционистский характер.

Подобное противостояние позиций США и Европейского Союза может стать основанием для множества торговых споров. Так, право ЕС стоит на защите географических указаний, тогда как американский законодатель разрешает производителю защищать GI только после его регистрации в качестве товарного знака. Несмотря на это, многие европейские географические указания не защищаются в США и не могут быть зарегистрированы там как товарные знаки из-за их широкого и родового (generic) применения. Так, профессор Вирт проиллюстрировал ситуацию следующим примером: «Если спросить у любого американца о том, с какой частью мира у него ассоциируется Пармезан – он не ответит. Сегодня многие виды продуктов, за редким исключением, производятся в разных регионах, географических плоскостях». Здесь же лектор предложил вспомнить долгую историю о регистрации в США бренда Parmigiano Reggiano. United States Patent and Trademark Office оформлял его географическое указание как товарный знак в течение целых 40 лет (с середины XX века до 1992 года).

Отсутствие единого мнения между США и ЕС по поводу использования географических указаний осложняет международную торговлю. Следует отметить, что на это влияет и неоднозначность толкования термина «географическое указание». У Европейского Суда Справедливости не выработано окончательного и чёткого теста относительно определения природы GI. Так, в деле Parmigiano Reggiano был поднят вопрос о соотношении данного географического указания и товарного знака с названием сыров «Пармезан». Суд пришёл к выводу, что если слово (в данном случае «Пармезан») вызывает у лиц воспоминания или ассоциации с другими товарами, то его использование в качестве GI или торгового знака для другого товара невозможно. Также представляется недопустимым использование переводов GI и слов, схожих с ним по звучанию. Тем не менее, подобный подход ещё не нашел основательного закрепления в судебной практике. Более того, использование географических указаний является основанием для споров о монополизации и нарушении конкурентного права.

В ходе лекции профессор Вирт также рассмотрел соотношение географических указаний с нормами продовольственной безопасности (foodsafety), отметив, что они необязательно могут быть связаны друг с другом. Кроме того, не наблюдается прямой связи между GIs и иными показателями качества (индикаторами отсутствия или наличия ГМО, антибиотиков в составе продукции и пр.). По мнению профессора, стандарты качества пищевой продукции должны отражаться в торговых соглашениях, рассматриваться во взаимосвязи с GI .

На вопрос: «Как Вы относитесь к советскому шампанскому и тому, что данный алкогольный продукт широко представлен на российском рынке?» лектор, рассмеявшись, ответил, что, когда он впервые пил советское шампанское, будучи студентом по обмену в СССР, он не думал о каких-либо географических указаниях на производителя, а просто наслаждался напитком.

 

Автор текста: Алёна Геращенко