• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Иванов Антон Александрович
научный руководитель

 

Салыгин Евгений Николаевич
декан

 

Прокудина Любовь Аркадьевна —
заместитель декана по науке

 

Старженецкий Владислав Валерьевич —
первый заместитель декана

 

Мамедова Фатима Фармановна — 
заместитель декана по административной работе

 

Маркунцов Сергей Александрович —
заместитель декана по финансовой работе

 

Карпенко Ольга Ивановна —
заместитель декана по организации ознакомительной производственной практики и внеаудиторной работе со студентами

 

Мазаев Дмитрий Владимирович —
заместитель декана по работе с выпускниками и работодателями

 

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3.
email: lawfacult@hse.ru

Деканат: (495) 772-95-90
(доб. 22299 или 22298)

Учебный офис (бакалавриат):
(495) 772-95-90 (доб.22852; 23008; 22899; 23009)

Учебный офис (магистратура):
(495) 772-95-90 (доб. 22739 или 22738)

факс: (495) 772-95-90 (доб. 23005)
(495) 772-95-90 (доб. 23005)

редактор сайта факультетa — Попов Антон Вячеславович

редакторы сайтов кафедр

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Юриспруденция

4 года
Очная форма обучения
130/80/10
130 бюджетных мест
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Юриспруденция: частное право

4 года
Очная форма обучения
30/30/10
30 бюджетных мест
30 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История, теория и философия права

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Корпоративный юрист

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Международное частное право

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Право информационных технологий и интеллектуальной собственности

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Право международной торговли, финансов и экономической интеграции

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Правовое обеспечение управления персоналом

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Публичное право

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Финансовое, налоговое и таможенное право

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Юрист в сфере спорта

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Книга
Competition Law and Policy and the Food Value Chain

Lianos I., Claudio Lombardi, Moss D. L. et al.

Iss. 1-2016: Concurrences Review. NY: The Institute of Competition Law, 2016.

Статья
Concept, Legal Nature and Law Applicable to Recognition and Enforcement of Foreign Judgments

Kasatkina A. S.

Czech Yearbook of International Law. 2016. No. VII. P. 165-181.

Глава в книге
Minimal Unit of Legal Translation vs. Minimal Unit of Thought

Vlasenko S. V.

In bk.: The Ashgate Handbook of Legal Translation. Farnham: Ashgate Publishing Group Ltd., 2014. Ch. 6. P. 89-120.

Статья
Criteria for Copyrightability in Russian Copyright Doctrine and Judicial Practice

Kashanin A.

Russian Law Journal. 2016. Vol. IV. No. 2. P. 26-61.

Книга
Cyber law in Russia

Kalyatin V., Savelyev A., Bogdanovskaya I. J.

Alphen aan den Rijn: Wolters Kluwer International Publishing House, 2016.

Препринт
Business transaction invalidity in the context of the principle of legality

Totyev K. Y.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016. No. 2.

Препринт
Formation of Credit Rating Agency Regulation in Russia

Selivanovskiy A. S.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016

Препринт
The Founders Of 16th Century Belgian Realism in Private International Law Doctrine

Getman-Pavlova I. V.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016. No. WP BRP 64/LAW/2016.

Книга
Международное право: Учебник

Ромашев Ю. С., Русинова В. Н., Егоров С. А. и др.

М.: Статут, 2016.

«Знание стоит дорого, но незнание еще дороже» // Обзор лекции Яна де Грофа о праве на образование в современном мире

7 апреля 2017 г. по приглашению Института образования и факультета права профессор Ян де Гроф прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Современные и будущие вызовы в образовательном праве и образовательных правах, в особенности в России» («Contemporary and Future Challenges of Education Law and Education Rights, especially for Russia») .

        Прежде чем рассказать о лекции, представим ее автора. Ян де Гроф является профессором Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) и Тилбургского университета (Нидерланды). Также он возглавляет кафедру ЮНЕСКО, занимающейся правом на образование, в 2007-2010 годах де Гроф занимал должность уполномоченного ЮНЕСКО по праву на образование. На его лекции в НИУ ВШЭ были рассмотрены аспекты именного этого субъективного права, детально проанализированы положения федерального закона «Об образовании в РФ». Лектор отметил первостепенное значение образования в вопросе государственного регулирования, указав, что в России пока не полностью разработан и потому не в должной мере реализуется принцип инновационного обучения.

На примере собственного опыта (Ян де Гроф выступал в качестве советника при разработке ФЗ «Об образовании в РФ» (1990—2000 гг.) и работал в Южно-Африканской Республике (1995—2002 гг.) докладчик рассказал о сравнительных аспектах законодательного регулирования вопросов образования. 

Говоря о конституционных правах человека, чаще всего отмечают, «право на жизнь», «равенство прав и свобод человека». Но не следует забывать, что без права на образование, без достаточного уровня знаний реализация иных конституционных норм (права избирать и быть избранным) может быть существенно затруднена. Все конфликты, которые мы наблюдаем в современном мире, к сожалению, зарождаются еще в школе, когда будущие «сильные мира сего» учатся воспринимать мир.  Неслучайно первым актом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина был указ о первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР. Таково было мнение уважаемого профессора.

Затрагивая вопрос международного регулирования права на образование, необходимо отметить ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которая закрепляет право каждого человека на образование. Образование должно давать возможность всем людям участвовать в развитии свободного общества, способствовать формированию взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами, а также содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Государство при осуществлении функций в области образования и обучения должно уважать право родителей обеспечивать такое образование своему ребёнку и выбирать для него обучение, которое соответствуют их религиозным и философским убеждениям (ст. 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В рамках лекции также были подняты вопросы получения платного второго высшего образования, образования в частных и государственных школах, сельских школах. Были рассмотрены проблемы соотношения преподавания и религиозного воспитания, получения образования детьми мигрантов, домашнего образования.

Профессор Ян де Гроф разобрал ключевые решения Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе Постановление от 19 апреля 2016 г. N 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу “Анчугов и Гладков против России” в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации», отметив, что практика неисполнения решений ЕСПЧ в том числе имеет место и в ряде других государств.

Участники встречи обсудили нашумевшее дело о запрете ношения головных уборов в помещениях образовательных организаций (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. № 15-АПГ14-11). Заявители обратились в суд с заявлением о признании такого запрета неправомерным ввиду его противоречия федеральному законодательству: отказываясь от предписанного нормами религии (ислама) ношения головного убора, школьницы не могут в полной мере исповедовать данную религию.

Однако рассматриваемая норма не содержит предписаний, ограничивающих право верующих граждан на образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, и не может быть расценена как ограничение свободы совести и вероисповедания.

Обоснование приведем следующее. В силу пункта "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты которых не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации). Образование в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, носит светский характер (пункт 6 части 1 статьи 3 ФЗ «Об образовании в РФ»). Субъекты РФ обладают полномочиями по правовому регулированию вопроса о требованиях к школьной одежде в государственных и муниципальных образовательных организациях. Школьная форма формирует у учащихся чувство принадлежности к общеобразовательной организации, устраняет признаки социального, имущественного и религиозного различия между ними, укрепляет сплоченность. Более того, ношение головного убора в помещении может явиться причиной различных заболеваний (Письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23).

Участниками лекции было рассмотрено и решение Верховного Суда РФ от 18.10.2013 № АКПИ13-810 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69, приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74», в котором было установлено, что включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» не нарушает права родителей на нравственное воспитание детей. Кроме того, федеральный компонент государственного стандарта общего образования предоставляет право выбора одного из предложенных шести модулей курса, включая возможность изучения основ мировых религиозных культур и основ светской этики.

Приобретение достойного уровня квалификациями сопряжено сегодня не только с личными усилиями, но и серьезными тратами. Однако, по мнению спикера, хотя знание и стоит дорого, незнание может обойтись еще дороже. Именно поэтому предоставление условий для равного и полноценного доступа к образованию является важнейшей функцией любого государства. Факультет права НИУ ВШЭ благодарит профессора Яна де Грофа и всех участников дискуссии, возникшей после его лекции, за участие в обсуждении правовых проблем образования в России и других странах.

 

                                                                                           Текст: Анастасия Бербенева