• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

«Мир, видимый через человека» // Преподаватели факультета права рассказывают о любимых книгах

На факультете права работают те, кого часто мы знаем лишь с одной стороны: как лекторов или семинаристов. Но интересно узнать, какими они бывают за пределами университета, какие читают книги. Ведь, как метко выразился писатель Исаак Бабель, книга есть «мир, видимый через человека».

«Мир, видимый через человека» // Преподаватели факультета права рассказывают о любимых книгах

Владимир Четвернин, профессор кафедры теории и истории права

«Что касается художественной литературы, то я её давно не читаю. И не потому, что я ленивый или так погружен в юридическую литературу, что нет времени на художественную. Нет. Я её всю уже давно прочитал и перерос уровень всех известных мне писателей. Но с молодости кое-что любимое осталось — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Здесь сошлись и художественные достоинства, и сама интенция — неплохо было бы, чтобы явился сюда кто-нибудь в конце концов и вычистил бы все эти авгиевы конюшни.

Что касается юридической литературы, то нужно помнить, что с конца XIX века под флагом юриспруденции выступает легистика. А собственно юридической литературы и нет. То, что сейчас называется «юридической» литературой, мне не интересно. То, что меня интересует, называется социология, социальная философия, просто философия — вот такая литература, но в юридическом аспекте. Я могу сказать, что одна из лучших таких книг, которая мне попадалась, — это «Этика свободы» Мюррея Ротбарда. Но в этой книге много того, что меня не интересует. Лучшая из российских таких книг  — это «Философия права» Владика Сумбатовича Нерсесянца; ещё можно упомянуть книгу Роберта Нозика «Анархия, государство, утопия» и прочее. Выделить одну книгу и сказать, что она лучше других, я не могу».


Дмитрий Полдников, доцент кафедры теории и истории права

«Любимая книга, связанная с юридической тематикой, — это ‘The Formation and Transmission of Western Legal Culture: 150 Books That Made the Law in the Age of Printing' . Это уникальная мини-энциклопедия о 150 юридических книгах, лежащих в основе западной традиции права: от средневековых истоков до XX века, от итальянских комментаторов римско-канонического права до скандинавских реалистов. Авторский коллектив из более ста известных историков права Европы и Америки представляет обширную панораму становления, развития и распространения «науки доброго и справедливого» в странах Старого и Нового Света. Выбраны наиболее именитые правоведы и их самые удачные труды, без которых невозможно представить современное состояние правовой мысли в странах романо-германской и англо-американской правовых семей. В книге удачно сочетаются общее введение, биографические справки, краткий, но емкий обзор содержания трудов и основная библиография. Для отечественного читателя эта книга едва ли не единственная возможность ознакомиться с ключевыми трудами европейской юридической мысли, многие из которых не переведены на русский язык и не представлены в библиотеках».

Любимая книга, не связанная с юриспруденцией, — «История красоты» под редакцией Умберто Эко.Сборник 2004 г. (разумеется, богато иллюстрированный!) под редакцией истинного ценителя прекрасного слова и образа Умберто Эко о том, как развивались представления европейских художников, поэтов, ученых об идеале прекрасного и доброго (пусть и не всегда справедливого) от античности до современности. Сравнительные таблицы, оригинальные ракурсы темы (красота монстров и машин, в самом деле?), а также изящные комментарии авторов позволят на время отвлечься от сессионной суеты, серо-бурой погоды за окном и дотянуть до весны».


Андрей Быстров, ассистент кафедры теории и истории права

«Пожалуй, я мог бы назвать «Господин гексоген» Александра Проханова, книгу, сильно потрясшую меня, политически любопытного, в юности. Но выберу другого отечественного радикала – Эдуарда Лимонова. "Железный бурьян" (по меткому выражению Льва Данилкина) русской литературы, живой классик, покоривший США и Францию, при этом ничего общего не имеющий с нарочитым западным артистизмом. Достаточно бесполезным занятием является выдергивание какой-то конкретной книги, поскольку все они лишь составные части единой биографической саги одного героя — самого Лимонова. Поэтому выбор практически случаен, пускай это будет «Книга воды». Книга о времени, о «водах жизни», о страсти, представляющая собой смесь «Боливийского дневника» Че Гевары и «Истории моей жизни» Казановы. Людей такого калибра у современности немного, если вообще есть кто-то помимо. Да и не только у современности: Юнгер, Мисима, и вот Лимонов, высоко поднявший упавшее знамя героических исканий. «Каждый становится тем, кого у него хватает дерзости вообразить» — именно этой лимоновской цитатой можно охарактеризовать все его творчество, в том числе и упомянутую «Книгу воды». В общем, читайте и наслаждайтесь.

Можно сказать, что любимых юридических книг у меня нет, и я бы назвал Уголовный кодекс РФ как наиболее важную из них. Для нашей страны это единственная необходимая литература, так сказать, настольная книга, с которой должен быть знаком каждый. Кроме того, необходимость назвать такой книгой именно Уголовный кодекс порождается существующими российскими реалиями».

Анна Подмаркова, старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права

«Выделить одну любимую книжку не представляется возможным. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» – это цепляющая за душу история маленькой гимназистки, на долю которой выпали серьезные испытания. Также «Королёк — птичка певчая» Решата Нури Гюнтекина — роман о любви с трогательным описанием чувств и переживаний маленькой девочки, а впоследствии и молодой девушки. По книге также был снят одноименный фильм-сериал. Можно ещё упомянуть «Коллекционера» Джона Фаулза: главной идеей произведения, повествование которой ведется необычным образом — сначала от имени главного героя, а затем от лица главной героини — становится то, насколько легко жизнь одного человека вопреки его желаниям может стать игрушкой в руках другого, насколько якобы «любовь» может быть губительна».



Михаил Краснов
, профессор кафедры конституционного и административного права 

«Мне очень понравилась книга Гарольда Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования» — на основе привлечения широких исторических источников периода средневековья развёрнуто написано о становлении западно-европейского экономического правоведения. Это достаточно серьезное исследование, которое внесло важный вклад в развитие историко-правовой науки». 

Также Михаил Александрович выделил отдельных авторов — Владимира Соловьева и Бориса Чичерина, научные труды которых он читает с удовольствием. Из художественной литературы больше всего М.А. Краснову запомнился Николай Лесков, манера письма которого, выбор сюжетов, «маленькие городки» ему особо импонируют.



Наталья Ростовцева
, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права

«Если говорить о юридических книгах, я бы выделила произведения классиков российской цивилистики. В частности, хотелось бы отметить монографию Иосифа Алексеевича Покровского «Основные проблемы гражданского права», книгу, которая сохранила актуальность и в настоящее время. Нередко приходится прибегать к цитатам Иосифа Алексеевича для объяснения студентам правовых понятий из сферы частного права. Мне нравится также учебник Василия Ивановича Синайского «Русское гражданское право», последний полный учебник гражданского права дореволюционного периода. Он выполнен на очень высоком научном и методическом уровне. Учебник прекрасно систематизирован, сложные правовые конструкции объясняются доступным языком.

Что касается художественной литературы: это такая необъятная тема… И назвать конкретно какое-то любимое произведение невозможно. Мне бы хотелось отметить произведения ординарного профессора кафедры гражданского и предпринимательского права Эдуарда Петровича Гаврилова. Он пишет о правовых явлениях, но так, что эти произведения представляют значительную ценность не только с точки зрения глубокого научного правового анализа, но и потому, что являются высокохудожественными произведениями. Читать его статьи и комментарии – огромное удовольствие. В произведениях Эдуарда Петровича проявляются творческая индивидуальность, свой авторский стиль. Вы в этом убедитесь, если прочтете его рассказ «Обладатель авторских прав на картину "Мона Лиза с красивыми усами" — наш человек» (в книге Гаврилов Э.П. «Право интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. XXI век»)».

 

Беседовали: Юлия Агеева, Камилла Кинзикеева

Юрий Курносов, Валерия Лымищенко,

Ирина Смолкина, Ксения Эггерт

Фото: из личной коллекции преподавателей,
Юрий Суетин, postnauka.ru