Отчет о заседании научно-студенческого клуба «Призма» (30 ноября 2010 г.)
Александра Миндрина, 2-ой курс отметила, что Президент РФ не случайно расценивает демократические новеллы о модернизации формирования Совета Федерации. Член Совета Федерации от законодательной власти субъектов РФ выдвигается партией, которая имеет большинство в региональном парламенте. Партию же «выбирали» граждане. Таким образом, выстраивается цепочка, связывающая народ и органы управления.
Екатерина Петухова, студентка 1-ого курса магистерской программы «Публичное право» обратила внимание на мысль Президента РФ о том, что партия власти «бронзовеет». Однако, по ее мнению, деятельность и других партий, особенно в сфере работы с избирателями, далека от совершенства.
Гость клуба из МГИМО Виталий Каманин, студент 1-ого курса видит проблему в некачественном идеологическом наполнении общественно-политической системы. Если бы одна партия делала бы «хорошие» предложения, бы все за ней пошли. Другие партии при этом закономерно бы остались позади. Есть примеры в истории России – люди пошли за партией и выиграли войну. В настоящее же время не надо только жульничать на выборах. Именно так может формироваться «адекватная» электоральная поддержка партии, которую поддерживает большинство граждан.
Эту идею поддержала Надежда Романова, студентка 2-ого курса. На политическом рынке можно признать допустимым деятельность партии, за которую «радеет» большинство. Хотя, конечно, конкуренция может сложиться только при многопартийности.
Стас Гуревский, студент 1-ого курса попытался возразить. А если такая партия, в конце концов, разонравится, а конкуренция не сложилась? За кого тогда голосовать? Всегда должна быть возможность выбора.
Михаил Александрович Краснов, профессор кафедры конституционного и муниципального права не удержался от комментариев. По его мнению, нельзя согласиться с тем, что политическая конкуренция при одной «хорошей» партии не нужна. Конкуренция способствует ответственности партий тогда, когда они борются за наши голоса: противники будут подстегивать друг друга в выполнении обещаний. Мы все разные, по сути, и одна партия объективно не может представлять нас всех. Позиция, что можно довольствоваться доминированием одной «хорошей» партии, не учитывает перспективы развития. Человек, действительно, по природе склонен к однородности. Однако мышление должно воспарять над реальностью – только гетерогенность ведет к развитию.
Эта идея переломила ход дискуссии. Татьяна Шукшина, студентка 1-ого курса отметила, что без политической конкуренции не может быть демократии. Хотя у нас много партий, но почему-то их обещания не исполняются.
Юлия Архипова, студентка 1-ого курса отметила, что сложившаяся расстановка сил создает впечатление, что в парламенте представлена только одна партия. Может быть, граждане и оппозиция частично виноваты в том, что в России нет достойных альтернатив? Почему бы оппозиции не выбрать харизматического лидера, способного привлечь электорат и предложить достойные альтернативы. После реплик участников о влиянии административного ресурса на выборах, «двойных стандартов» в освещении СМИ российской политической жизни, подавлении внутрипартийной демократии Юля сделала следующий вывод: урывками в реформировании российской политической системы не обойтись – нужны крупные институциональные сдвиги.
По мнению Юлии Полетаевой, студентки 2-ого курса, при политической конкуренции между партиями идет борьба за выживание. Только в этом случае обещания перед избирателями могут выполняться. По ее наблюдениям, предвыборные дебаты, политические шоу на ТВ являются «развлечениями», в основном, оппозиционных партий.
Гость клуба Антон Борисович Дидикин, заместитель заведующего кафедрой Новосибирского государственного университета задался вопросом: «Верит ли Президент РФ в то, что говорит»? Формально-юридически действительно что-то меняется, но в реальности изменения мало ощутимы. Сказав, что партия власти «бронзовеет», Президент РФ, возможно, специально хотел вызвать раздражение единороссов? Однако пока парламентские партии не будут иметь возможностей влияния на Правительство РФ, вряд ли что-то изменится. Антон Борисович на примере расстановки сил в парламенте Новосибирской области после выборов 2010 г. показал, что политическая конкуренция недостаточно развита и на региональном уровне. Относительно хорошие результаты на выборах в этот раз показала КПРФ. Тем не менее, единороссы представлены 48 депутатскими мандатами, а коммунисты имеют 16. Коммунист занимает должность вице-спикера. Коммунист же является заместителем председателя комитета по бюджету. При этом, однако, бюджет области был принят за 5 минут.
Светлана Викторовна Васильева, доцент кафедры конституционного и муниципального права обратила внимание на единодушие участников дискуссии относительно того, что может позволить выйти из застоя политической жизни – это модернизация политической конкуренции. В России есть многопартийность, несколько партий представлены в парламенте, провозглашается свобода мысли и слова. При этом политическая конкуренция находится на низком уровне. Определяющим фактором политической конкуренции является не что иное, как политическая оппозиция, которая должна быть признана и институализирована в России (как, например, во Франции и Португалии). Кроме того, эффект будет возможен только тогда, когда политическая конкуренция не ограничивается периодом выборов, а постоянно присутствует в отношениях между органами власти.
Михаил Александрович Красновв завершении дискуссии с сожалением отметил, что в России партии объективно не имеют возможности выполнять свои обещания. Они не могут влиять на политический курс и на правительство иначе, чем путем голосования за законы в парламенте. Однако даже эта возможность практически не может быть реализована: чтобы преодолеть вето Президента РФ, необходимо набрать 2/3 голосов. Как могут так называемые оппозиционные партии в ГД набрать это число? Любые заявления о движении к демократии будут декларациями до тех пор, пока не произойдут изменения в самой системе власти. А пока политическая конкуренция будет сводиться к борьбе партийных функционеров за «лучшие» места во внутрипарламентских структурах. Наша общественно-политическая жизнь функционирует на основе правил детской игры «царь горы», в математике ее еще называют «игра с нулевой суммой» - победитель получает все.