• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Итоги круглого стола «Методология и методика преподавания юридической техники в высшей школе»

Итоги круглого стола «Методология и методика преподавания юридической техники в высшей школе»

© Юрий Арзамасов/НИУ ВШЭ

15 декабря состоялся междисциплинарный круглый стол с иностранным участием «Методология и методика преподавания юридической техники в высшей школе». Организаторами мероприятия выступил департамент теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ. 

Открывая мероприятие, с приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель декана факультета права по научной работе Александр Ларичев. Александр Алексеевич отметил важность знаний юридической техники для построения норм права и вклад участников круглого стола в совершенствование преподавания соответствующей дисциплины в высшей школе.

«Уже с первого курса мы должны привлекать внимание студентов к вопросам нормотворчества, и очень отрадно, что есть такая дисциплина, где студенты с самых ранних этапов своего обучения начинают учиться правилам юридической техники. 

Считаю ценным, что на площадке НИУ ВШЭ собралось авторитетное сообщество ученых, занимающихся этими вопросами. Благодарю участников за палитру мнений и перечень вопросов, который уже обсуждается и планируется к обсуждению в рамках этого круглого стола и желаю продуктивной работы!», – резюмировал Александр Алексеевич. 

 

Заседание круглого стола состояло из двух дискуссионных панелей. Первая была посвящена проблемам создания стратегии преподавания юридической техники в высшей школе. Модераторами панели выступили профессора департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин Юрий Арзамасов и Владимир Исаков

Вводным докладом открыл панель Юрий Арзамасов. Юрий Геннадьевич сделал обзор действующих программ преподавания юридической техники. Докладчик указал на необходимость введения общего базового теоретического курса для обучения нормодателей, создания научных лабораторий и научных центров нормографии и правового мониторинга.

Также Юрий Геннадьевич отметил, что в ряде научных и образовательных организаций уже открыты магистерские программы, направленные на подготовку специалистов в области нормотворчества, создаются самостоятельные кафедры нормотворчества, но в целом по этому вопросу научное сообщество находится только в начале пути и многое еще предстоит сделать.

Дискуссия продолжилась выступлением докладчиков.

Президент Нижегородского исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника», помощник начальника Нижегородской академии МВД России по инновационному развитию научной деятельности Владимир Баранов выступил с докладом «Норморайтер, как профессия: доктринальная оценка аргументов противников подхода». Докладчик в своем выступлении сказал о необходимости разработки профессиональных и образовательных стандартов в области нормотворчества, в которых необходимо указать, кто будет готовить нормативные правовые акты и какие требования необходимо предъявлять к норморайтеру. При этом спикер заметил, что модель программы подготовки норморайтеров должна быть интегральной, ее наполнение должно зависеть от специальности и изучаемых отраслей права. Также он указал на необходимость создания структуры, которая бы определила необходимое количество норморайтеров в стране и взялась за их подготовку. 

Профессор кафедры трудового и экологического права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Марина Баранова посвятила свой доклад месту юридической техники в системе подготовки специалистов для правотворчества и правореализации. Марина Владимировна отметила, что перекос в сторону нормотворчества при преподавании юридической техники происходит в связи с тем, что изначально целью данного курса было обучение тому, как «делать право». Сегодня юридическая техника понимается широко и включает в себя темы, связанные с подготовкой различных правовых документов. Такой подход является оптимальным в связи с тем, что студенты, получив профессию юриста, будут заниматься в основном правоприменением. Также она остановилась на анализе методических приемов, применяемых в ходе преподавания данного курса.

Взглядом «изнутри» поделилась доцент департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права Анита Соболева. Анита Карловна выступила с докладом «Обучение навыкам законодательной техники в курсе «Письменная речь юриста» на факультете права НИУ ВШЭ», в рамках которого и рассказала о своем опыте преподавания этой учебной дисциплины.

Заведующая кафедрой юриспруденции Сахалинского государственного университета Валентина Бреднева выступила с докладом «Субъективные факторы в построении оптимальной модели подготовки специалистов для нормотворческого процесса». Валентина Сергеевна проанализировала такие субъективные факторы, влияющие на построение модели подготовки специалистов для нормотворческого процесса, как стереотипное мышление, влияние опыта предыдущей работы, правовые установки. Также в рамках доклада спикер обозначила важную тенденцию, связанную с появлением новых профессий, в числе которых и профессия норморайтера и сделала вывод о том, что образовательная программа не должна оставаться статичной, стандарты должны быстро реагировать на изменение общественных отношений и появление новых технологий.

Марина Давыдова, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета, представила доклад «Некоторые проблемы методики преподавания юридической техники». Она указала, что учебный курс по юридической технике должен быть ориентирован на разные цели в зависимости от объективных потребностей студентов.

Профессор-эмеритус Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва); доцент кафедры «Экономика и право» Белорусского национального технического университета Алла Соколова выступила с докладом «Проблемы модернизации правотворчества и новые компоненты модели подготовки специалистов». В докладе она отметила, что в курсы, посвященные юридической технике, необходимо закладывать «культуру прав человека»; должны быть использованы новая исследовательская парадигма и комплексный подход.

Доцент-консультант департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ Борис Геренрот посвятил выступление особенностям преподавания юридической техники в неюридических ВУЗах. Докладчик отметил, что нужны юридические центры, которые будут заниматься решением как теоретических, так и практических проблем нормотворчества.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская обобщила опыт преподавания юридической техники докладом «Участие в экспертной и проектной работе как метод подготовки специалистов для нормотворческого процесса».

Также в работе первой панели круглого стола приняли участие: профессор Владислав Туранин (Белгородский государственный университет), профессор Наталия Мамитова (РАНХиГС), профессор Иван Иванников (Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов), профессор Светлана Бошно (Пенсильванский университет, США), профессор Илья Минникес (Иркутский институа (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доцент Михаил Степанов (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации), доцент Дарья Милинчук (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»), аспирант  Варвара Назайкинская (НИУ «Высшая школа экономики»).

Итоги работы первой панели подвели модераторы Юрий Арзамасов и Владимир Исаков. При этом Владимир Борисович сделал ряд практических выводов, где указал, что преподавание юридической техники должно быть специализированным. Выпускники бакалавриата должны получить общее представление о юридической технике, уметь готовить основные виды правовых документов, а вот на спецкурсах следует «давать конкретику, связанную с нормотворчеством», но лучше делать это в магистратуре. Более того, эксперт предложил проводить тестирование студентов на знание различных видов юридической техники.

 

Вторая дискуссионная панель была посвящена апробированным и инновационным методикам преподавания юридической техники. Модераторами данной панели выступили сотрудники департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ – старшие преподаватели Мария Панарина и Сергей Казаков.

С докладами выступили: доцент Екатерина Петрова (Ивановский государственный университет), профессор Ольга Цыбулевская (Саратовский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), профессор Светлана Либанова (Уральский государственный юридический университет), профессор Артем Репьев (Академия управления МВД России), доцент Владимир Руднев (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации), старший преподаватель Павел Корж (Западно-Уральский институт экономики и права (г. Пермь), доцент Илья Бондарчук (Комитет по законодательству Аппарата Государственного Совета Республики Крым), старший преподаватель Мария Панарина (НИУ ВШЭ), старший преподаватель Сергей Казаков (НИУ ВШЭ).

В заключении Юрий Арзамасов и Владимир Исаков подвели итоги круглого стола и поблагодарили участников.

 

Запись круглого стола доступна по ссылке.